Алафировская Н.В. РОЛЬ СКАЗОК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

 

РОЛЬ СКАЗОК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
Алафировская Н.В.
Послушайте! – сказал Кабир, - обман и зло – «моё», «моё»,
На вас лохмотья лжи и зла, но время разорвет тряпьё,
И душу вырвет из тряпья, и унесет в урочный час,
И мы увидим в первый раз души сверкающий алмаз.
Кабир.
 
Как мы знаем, для эффективной терапевтической работы необходимо доверие между клиентом и терапевтом. Чтобы достигнуть хоть какого-то доверия в работе с детьми, воспитывающимися в детских домах, требуется очень много сил и времени, а также большая самоотдача, любовь и терпение. Воспитанники детских домов и интернатов – это люди, пережившие смерть, не в физическом, конечно смысле, а в экзистенциальном, когда смерть рассматривается как потеря значимых отношений, разрыв привязанностей, изменение способа бытия – жизненного стиля, образа мышления, отношения к себе, окружающему миру и основным экзистенциальным проблемам. [1]
 
И вроде бы ничего в мире не изменилось, все также солнце всходит и заходит, но эти дети навсегда потеряли часть себя, что-то в них умерло в этот момент. А что следует за смертью? Пустота. Страх. И очень важно в этот момент, чтобы человек нашел ценность жизни, обрел ее на новом уровне. Как правило, в детских домах, возвращения к жизни не наступает. Эта пустота, страх и нежелание привязываться к кому-либо (ведь этого можно снова лишиться, а это так больно) остаются в душах детей на долгие-долгие годы. У детей возникает внутренний конфликт между острым желанием близости (ведь это насущная потребность каждого человека) и страхом ее обрести. При этом, если младшие воспитанники еще верят и стремятся найти в каждом прохожем близкого человека, то старшие не верят ни во что, их столько раз предавали, что у них уже выработался иммунитет против близких отношений. И , как это не парадоксально, круглосуточно находясь среди людей, эти дети остаются очень одинокими. Они раз и навсегда запретили себе любить и доверять. «Жить без любви, наверно, просто. Но как на свете без любви прожить?» - поется в одной известной песне. Действительно, жизнь без любви очень сильно обедняет мир человека, в нем нет тех ярких красок от пережитых эмоций, он становится серым и однообразным. А еще, если в сердце нет места любви, то там поселяется злоба и обида. В этот момент они не готовы вас слушать и воспринимать ваши слова, даже если вы говорите прописные истины.
 
Исследование терапевтического процесса, проведенное  К. Роджерсом, выявило, что исцеление происходит тогда, когда человек чувствует себя понятым и принятым. Поэтому очень важно принимать особенности этих детей такими, какие они есть, не сравнивая их с какими бы то ни было эталонами, и не высказывая в их адрес множество наставлений и нравоучений. Бесполезно им рассказывать как важно быть добрыми, любить себя, заботиться об окружающих, наводить в комнате порядок – они этого не примут, и даже вероятна обратная реакция на ваши слова. Что же делать, ведь как-то им нужно рассказать о важном и значимом с нашей точки зрения? Здесь на помощь приходит сказка. Эти сказки вы можете сочинять сами, как правило в ненавязчивой обстановке они не вызывают отторжения, и дети , как маленькие, так и большие, их слушают с удовольствием. Только в этом есть один важный момент – преподносите сказку как подарок, а подарок, как известно не требует обратной платы. Не просите от них ответов сейчас. Сказка имеет силу очень долго, она остается в душах детей. И даже спустя месяцы, дети подходят ко мне, просят прочитать ещё раз, или просто поговорить. Один мальчик, сказал мне про сказку «Наказание любовью»: «Вы знаете, а ведь эта сказка была про меня, я себя так часто вел, как тот леший. А теперь, я попробовал по-другому, стал добрее, меньше кричу, и теперь моя сестра называет меня не иначе, как братик, обнимает меня, и говорит, что я самый хороший. А раньше так не было. Хорошая сказка». И этот пример не единичен. Сказки действительно имеют лечебную силу, помогают меняться.
 
Терапевтические сказки
СИЛА СЛАБЫХ
 
В далекой-далекой стране, там, где кроме огромных гор и бесконечной пустыни не видно ничего вокруг, жила стая прекрасных величественных птиц. Это были большие сильные благородные птицы, и никто и никогда не видел их слабости. Если птица была стара, больна или ранена, то она бросалась на острые скалы и погибала, чтобы навеки остаться в памяти своих соплеменников сильной и здоровой. Ни одна из них не хотела жалости других, не хотела быть обузой.
 
Еще у этих птиц был такой обычай: пара, которая ждала прибавления, улетала далеко-далеко от стаи, вила себе гнездо и жила там, пока птенец не вырастет и не окрепнет. Потом, его сильного и здорового гордые родители приводили в стаю, где в его честь устраивался большой праздник.
Одна такая пара ушла в горы, где у них родился прекрасный маленький птенец. Сначала родители по очереди летали за едой, но птенец рос, и с каждым днем еды требовалось все больше и больше. Вскоре родители стали оставлять птенца одного, а сами улетали за пропитанием. Малышу было немного скучно без них, но как же он был счастлив, когда прилетали мама с папой, приносили что-нибудь вкусненькое и потом целый вечер проводили с ним, гладя его и пощипывая своими клювами, которые в этот момент из острых и сильных, вдруг превращались в нежные и ласковые. И птенец купался в их безграничной любви до самого утра. Утром же родители снова улетали и снова долгий день ожидания.
Так шли дни за днями. Все было замечательно, и уже оставались считанные дни до того долгожданного момента, как малыш предстанет перед племенем, о котором он уже успел услышать столько всего хорошего. Да, оставались считанные дни….. но однажды вечером родители не вернулись. Не вернулись они и на следующий день. Малыш плакал, звал их, но все было бесполезно. Откуда было ему знать, что родители погибли в схватке с другими птицами.
 
« Что же это? Как такое могло произойти ? – думал птенец, - « Хотя, кажется, мама с папой что-то рассказывали о смерти, это когда мы уходим и уже никогда не возвращаемся. Неужели же они умерли? Но как они могли бросить меня одного?»
Вопросам не было конца. Но существовала реальность, и она была не очень радужной. Запасы еды уже кончились, и очень хотелось есть, при том он еще совсем не умел летать , а еще … еще было ужасно страшно. Превознемогая страх, он подошел к краю гнезда, глянул вниз, и у него закружилась голова от ужаса.
 
«Боже, что же мне делать? … А, будь, что будет. Чем медленно умирать с голода, лучше разбиться о камни!»
И он бросился вниз, махая крыльями и вдруг .. о чудо! … он полетел. Сначала медленно, неуверенно, то резко падая, то вновь поднимаясь, но постепенно полет становился ровнее, увереннее и уже скоро он летал не хуже любой взрослой птицы.
«Теперь нужно добраться к своим, в стаю. Они мне помогут» – подумал птенец.
И он полетел. По дороге питался какими-то жучками и червячками. Но разве же это еда для огромной птицы? И тогда птенец начал пробовать себя в охоте. Долго он мучился, чтобы поймать простую полевую мышь, сказывались неопытность и полуголодное существование. А еще эта жуткая погода: песчаные бури, тропические дожди, засуха, все чередовалось и не давало вздохнуть облегченно ни на минуту. Постоянная борьба за жизнь. Но вот первая победа одержана. Охота удавалась не часто, но это было уже кое-что. Все приходит с опытом. Сейчас главное выжить, выжить несмотря не на что.
 
И вот он маленький, слабенький появился в племени, где все одарили его лишь презрительными взглядами: «Слабак!»
Тогда птенец закричал: «Послушайте! Мне говорили о вас столько всего хорошего. Вы, прекрасные сильные птицы, разве можете вы быть такими жестокими. Неужели весь мир так жесток: смерть моих родителей, злой ветер, палящее солнце, слепящий глаза песок и вы, вы тоже…»
Он заплакал и уже хотел уйти, но тут что-то шевельнулось в сердцах этих гордых птиц, и вождь их подошел к птенцу, погладил его по голове (как это когда-то делала мама) и попросил малыша рассказать все по порядку, не торопясь.
 
Птенец рассказывал долго, часто всхлипывая и прерываясь, но никто ни разу не перебил его, вокруг царила полная тишина. Когда же он закончил свой рассказ, глаза всех птиц были наполнены слезами, а старый вождь сказал: «Прости нас малыш, мы были слепы в своей гордыне и не признавали слабости. Но твоя слабость- это твоя сила. Ты самый сильный из нас. Ты бросил вызов всей жизни. Мы с радостью примем тебя в свою стаю. И отныне мы будем любить слабых и заботиться о них, так как они когда-то были или обязательно будут сильными!»
Вот так маленький птенец изменил весь мир, а все потому, что он не боялся своей слабости, не боялся риска, не боялся искренности и главное … очень-очень хотел жить.
 
НАКАЗАНИЕ ЛЮБОВЬЮ
 
На улице стоял прекрасный солнечный день и казалось, что весь мир распахнул свои объятия навстречу солнцу и весне.. Звери радостно обустраивали свои жилища, птицы исполняли свои самые любимые песни, цветочки тянули свои головки навстречу ласковым солнечным объятиям. Все были счастливы.
 
И только один лесной житель – сам леший, не разделял этого веселья. Он сидел под кустом и не переставая ворчал: «Как посмели эти мелкие букашки нарушить мой покой?!» С каждой минутой его раздражение нарастало все больше и больше. До чего же он ненавидел их всех в эту минуту! А еще больше он ненавидел весну, которая зачем-то приходила каждый год после столь замечательной и спокойной зимы, когда эта мелочь не смела даже и носа показать на улице, не то что праздники устраивать.
 
«Что бы сделать такого ужасного, чтобы они навсегда заткнулись?» - думал леший.
В этот момент мимо проползал муравей, который тащил маленькую палочку для своего муравейника. Палочка нечаянно коснулась ноги лешего. Это был предел его терпению. Он вскочил и с яростью раздавил муравья. На душе стало легче. Тогда леший начал прыгать вокруг, топтать цветы, насекомых, обрывать маленькие нежные листочки с деревьев. Все они умирали с улыбкой, обогретые нежным весенним солнышком. Да, они многого не успели, но они сделали главное – увидели солнце, почувствовали его любовь. Лешего это немного раздражало, но когда он видел лица сородичей погибших, понимал, что все не зря. С каждым днем его происки становились все более жестокими и изощренными, с каждым днем его душа черствела все сильнее и сильнее.
 
И однажды звери поняли, что не могут больше этого терпеть. Они собрались все вместе и устроили погоню за лешим.
Да, он умел менять свой образ: и деревом мог прикинуться и зверем. Но в ту же минуту они вычисляли чужака в своих рядах и все вместе бросались на него. Только всякий раз леший как-то изловчался и убегал. Но однажды все-таки удалось его схватить. Звери привязали лешего к дереву и стали думать что с ним делать дальше.
 
Слышались грозные предложения зверей:
-         Убить!
-         Заточить в клетку на всю оставшуюся жизнь!
-         Побить хорошенько, чтобы неповадно было…
 
Впервые за долгое время лешему стало по настоящему страшно. По его лицу потекли слезы, и он закричал: «Простите меня, я больше так не буду!»
Но звери лишь зарычали в ответ. Как могли они простить того, кто причинил им столько боли!
И споры по поводу наказания продолжились дальше.
Уже начало темнеть, а звери все не расходились. К ним уже стали собираться их малыши, которые устали ждать дома своих родителей. Они слушали то, о чем яростно спорили родители: «Убить! Разрезать на кусочки! Съесть!» И малышам стало страшно. Страшно за взрослых. «Господи! Да что же это с ними происходит? Как могут они говорить такие жестокие слова?»
 
И маленький бельчонок закричал: «Нет, неправда, вы не такие! Вы добрые! Вы же наши любимые мамы и папы. Зачем вы говорите такие злые слова? Убивая его, вы тоже станете такими же как он - лешими – убийцами. Его нужно наказать совсем по-другому!»
Все взрослые звери повернули головы в сторону маленького бельчонка. У них в глазах был один вопрос: «Как?»
А бельчонок ни слова не сказав, подошел к дереву, отвязал лешего и протянул ему руку. Тот стоял неподвижно, с испуганным затравленным взглядом, не зная что его ждет. Тогда бельчонок подошел к нему ближе и, обняв его, сказал: «Ты ведь не злой, правда? Ты будешь хорошим и будешь помогать нам. А мы будем тебя любить. Ты был злой, пока был один, а теперь мы будем с тобой.»
 
Леший опустился на колени, прижал к себе бельчонка и заплакал. Это были слезы раскаянья, слезы благодарности и любви. Он плакал, а звери стояли и недоуменно смотрели на происходящее. То, что наказать можно любовью им даже не приходило в голову, и они понимали, что бельчонок сделал сейчас то, что не под силу было им – взрослым, он открыл душу этого старого лешего.
На этом собрание закончилось…. А утром, когда солнце позолотило верхушки деревьев, начал свою работу первый лесной детский сад, заведовал которым наш старый добрый леший.
 
 
КОТЁНОК
Была ранняя осень. Погода еще радовала теплом и солнцем. Маленький котенок вышел на крыльцо. Он еще только начал делать свои первые шаги, и порой выглядел очень неуклюжим, но ему уже были присущи неумерное любопытство и любовь ко всему, что он видел вокруг.
Вот и сейчас он сидел на крыльце и щурился от ярких солнечных лучей. Легкий ветерок подхватил и закружил в воздухе маленький березовый листочек. Котенок побежал было за ним, но не рассчитал и шлепнулся с крыльца прямо в лужу. Это ему не понравилось, он еще никогда не был таким грязным и мокрым. Котенок снова взобрался на крыльцо и подставил свою шерстку солнышку на просушку.
Хозяйка, увидев его, лишь развела руками: «Ну, что с ним поделаешь? Вечно он куда-нибудь залезет!». Она   его занесла в дом, отмыла, укутала в одеяло и положила к себе на колени. Котенок радостно замурлыкал.
 
Так шли дни за днями. Котенок подрастал окруженный теплом и заботой. В последнее время он не любил ходить на улицу, где уже во всю правила холодная дождливая осень, а предпочитал полежать возле печки или на коленях любимой хозяйки. «Как же все-таки хорошо жить на свете!»- думал котенок.
 
И вот, однажды, его счастью неожиданно пришел конец. Хозяевам дали квартиру и им совсем не хотелось везти с собой котенка, ведь от него всегда много мусора,. да и других проблем хватает. И в одно холодное утро , собрав все свои вещи, хозяева уехали на большой машине, предварительно выбросив котенка на улицу и закрыв дверь на огромный замок.
В начале котенок подумал, что его просто отправили погулять, но каково же было его удивление, когда через час мяуканья под дверью, ему так и не открыли. Он недоуменно обошел дом вокруг, еще немного помяукал, но ничего не менялось. Котенок заглянул во все углы двора, но , почему-то, нигде никого не оказалось. Тогда он сел на крылечко и стал ждать. В его маленькую голову даже мысли не приходило о том, что его могли бросить, предать его любовь и доверие. Он ждал. Прошел день, ночь, и уже захотелось кушать. Он залез в мусорный бак, стоящий во дворе, хозяйка часто выкидывала туда остатки еды, и стал в нем рыться. Кое-как перекусив, он снова вернулся на свой боевой пост. Шли дни, но никто так и не приезжал. В условиях постоянного холода и голода, котенок постепенно научился ненавидеть, царапаться и бояться. «Все обман! Любви нет! Мир жесток и в нем можно надеяться только на себя», - думал котенок.
 
Это уже не был маленький, пушистый, нежный клубочек, глядящий на мир влюбленными доверчивыми глазами. Он стал худым, грязным, шипящим по любому поводу ежиком с колючим испуганным взглядом. Это был его способ выживания в жестоком мире.
Однажды по улице шла женщина. Она держала за руку маленькую девочку. Девочка чем-то напоминала котенка в прошлом, она также любовно и доверчиво смотрела на мир. И вдруг она увидела котенка. Девочка протянула к нему руки и хотела погладить, но он зашипел и спрятался за мусорный бак. Девочка достала его оттуда и взяла на руки.
 
-         Мамочка, смотри какой хорошенький! Ему, наверное, холодно. Давай возьмем его к себе домой.
Мама с большим сомнением посмотрела на приобретение, ей не нравилась идея дочери, но как она могла ей отказать?! Поэтому она улыбнулась и ответила:
-         Конечно. Только его обязательно нужно вымыть.
И вот они пошли домой уже втроем.
Дома котенка помыли, покормили, но от этого он не стал менее диким. Он облюбовал себе место под диваном и выходил оттуда только чтобы поесть. А если кто-то пытался проникнуть в его убежище, то он начинал кусаться и царапаться. Шло время, но котенок не менялся.
 
И однажды, заметив очередные царапины на руках девочки, мама сказала:
-         Все, с меня довольно. Этот котенок не подлежит воспитанию. Мы сделали все, что могли, его не изменишь. Место этого котенка на улице.
Девочка плакала, уговаривала, но мама была непреклонна.
-         Если хочешь, мы подарим тебе другого котенка: доброго и ласкового из хорошей семьи.
 
Но девочке не нужен был другой. Ей был нужен этот, ее, котенок, которого она любила, несмотря на всю его строптивость.
Девочка зашла в комнату, села возле дивана и заговорила. Впервые за все время она заговорила с самим котенком. Она рассказала как сильно любит его, как он дорог ей и о том,… что требует мама.
«Они мне предлагают другого. А я не хочу…не хочу другого! Я хочу тебя! Мне нужен только ты! Я тебя ни за что не отдам!»,- закричала девочка сквозь слезы.
Котенок робко высунул нос из-под дивана. Он понимал, что происходит что-то странное, хотя не понимал пока что именно. И все-таки, все странное ему очень не нравилось. Одно странное уже было в его жизни, когда он потерял дом и хозяйку. А теперь…, что будет теперь? Нет, он определенно не хочет терять девочку, ведь он…он любит ее.
Котенок, крадучись подошел к девочке, залез к ней на колени и стал облизывать ее лицо и руки, громко мурлыкая. Девочка перестала плакать и удивленно посмотрела на котенка: «Неужели он понял все, что я говорила!?»
В этот момент в комнату вошла мама. Увидев происходящее она замерла на несколько минут, а потом махнув рукой сказала: «Ну, коли так, то пусть остается!»
И котенок остался, только с этого дня он стал другим. К нему вернулись нежность, доверчивость и вера в любовь. Он снова стал смотреть на мир большими открытыми глазами. Но… пусть боится тот, кто вздумает обидеть его девочку, ведь он еще помнит улицу и умеет царапаться.
 
 
Литература.
 
1.     Баканова А.А. Смерть и работа горя //http:// HPSY.RU/ public, с. 16.
2.     Кабир. Лирика. –М., 1965
3.     Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2002. с.272.
4.     Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994

 
Joomla SEF URLs by Artio
Выберите, пожалуйста, один или несколько разделов информации, которые Вас интересуют:

 

Закрыть окно