Н.В. Горлова (2011г)

ИНТЕНСИВНОЕ И ИНТЕНСИВНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ И ОБУЧЕНИИ
(НА ПРИМЕРЕ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ)

Н.В. Горлова

Темп! Темп!
Можно прожить жизнь за один день.
Но что тогда делать с оставшимся временем?
                                Станислав Ежи Лец

Всегда ли интенсивность - это то, что говорит нам о темпе, скорости процессов, о количестве событий в единицу времени? Что появляется в нашем сознании, когда мы слышим слово "интенсивный"? Что приходит нам на ум? Это напряжённый? Или чрезмерный? А может быть это насыщенный, яркий по испытанным эмоциям и чувствам?

Интенсивность может описываться в различных сферах жизни. На данных страницах хотелось бы поговорить об интенсивности в образовании и обучении и о возможном влиянии этой интенсивности на индивидуальное развитие - какие риски и какие возможности может давать интенсивность развитию.

Для начала нужно определиться с пониманием того, какие риски несёт интенсивное образование. С позиции психолога развития культурно-исторического подхода, можно предположить, что интенсивное образование может быть опасным, если оно осуществляется без учёта зоны ближайшего развития ребёнка, то есть без учёта того, с чем ребёнок может справиться в сотрудничестве со взрослым. Согласно культурно-историческому подходу, "исследуя, что ребёнок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребёнок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня" [1, с.907].

На наш взгляд, интенсивность в образовании чаще понимается как интенсивность самого процесса обучения - то есть это то, как и насколько ученик был "загружен" разными видами учебных заданий и упражнений. Это как раз про темп, скорость и наполненность процессов, и подобное можно описать через наблюдаемые в реальной школьной жизни феномены. Например, когда ученик, который ранее учился в одном учебном заведении, приходит в другое, известное своими высокими требованиями к результатам учащихся, и первые месяцы он/ она чувствует постоянную усталость, показывает даже меньшую успеваемость, какая у него/ неё была раньше и т.п. Также можно увидеть такую интенсивность, если требования к обучению серьёзно отличаются от ступени к ступени.

То есть интенсивность в образовании можно рассматривать с нескольких сторон. Во-первых, с точки зрения института образования, который может задавать определённую интенсивность. С другой стороны, интенсивность образования может задаваться и его ближайшим окружением - родителями, родственниками и другими. Если все те, кто управляет процессом обучения ребёнка, понимают, как отражается на развитии ученика такая интенсивность, то риск вреда интенсивности уменьшен.

Кроме того, интенсивность может задаваться самим учащимся, сознательно или несознательно. В первом случае мы склонны предполагать, что данный ученик - это самостоятельный, достаточно определившийся и самоорганизованный человек, который знает, для чего он учится и хочет это делать. А если мы сталкиваемся с учеником, который интенсифицирует процесс своего обучения, то не понимает, зачем он это делает? Чем может быть здесь полезен психолог-консультант? Наша задача в таких ситуациях - постараться помочь клиенту осознать те реальные потребности и притязания, которые у него есть на данный момент: к чему он или она стремится, какую цель ставит на период обучения в старшей школе и далее, как в зависимости от цели распределяет свои ресурсы и т.п.

Для тех, кто работает в образовании, тема чувствительности детей к интенсивности обучения должна быть интересна в исследовательском и практическом плане. Так, например, в гимназии "Универс" г.Красноярска , уже третье десятилетие являющейся экспериментальной площадкой в области педагогики и психологии, интенсивность обучения задаётся самой гимназией и варьируется для учащихся в зависимости от их притязаний на образование.

В старшую ступень данной гимназии могут поступить учащиеся из разных общеобразовательных учреждений города и выбрать себе уровень интенсивности обучения - выбрать освоение предметов на профильном, базовом уровне или притязать на обучение на программе международного бакалавриата. В помощь будущим десятиклассникам в конце 9 класса команда старшей школы ежегодно проводит собеседования с подростками, уточняя их притязания, желания, устремления относительно учёбы в старшей школе. В середине же 10 класса каждый год проходит опрос старшеклассников на предмет того, насколько адаптировались они в старшей школе, каково их самочувствие, каковы их пожелания. Так, в начале января 2011 года нами были опрошены 95 учащихся 10 классов. Для данного обсуждения нам важны данные, которые касаются именно самочувствия детей - утомлены ли они, справляются ли с нагрузкой в старшей школе.

Согласно получившимся результатам, в течение четверти 44% учащихся чувствуют себя вполне бодро и хорошо, а 31% (29 человек) отмечают, что в течение четверти они утомлены и плохо себя чувствуют. И 24% не смогли определить, как они себя чувствуют в течение четверти. При этом, на вопрос про ощущения от нагрузки около 70% учащихся отвечают, что в целом они справляются с нагрузкой в старшей школе. И около 7% отмечают, что не справляются с нагрузкой и им тяжело. 21% учеников не смогли оценить, насколько они справляются с нагрузкой.

Таким образом, примерно 1/3 учащихся в течение четверти утомлены и плохо себя чувствуют. Из них можно выделить группу из 15 человек (около 16 % всей выборки) - тех, кто плохо себя чувствует, но справляется с нагрузкой. Для нас интересным оказался вопрос, что помогает им справляться с нагрузкой, несмотря на утомление и плохое самочувствие.
Как показали результаты, организация жизни в школе, которая является для детей интересной и значимой, помогает справляться с нагрузкой - учащиеся отмечают, что им интересно учиться в старшей школе, учителя им нравятся, в коллектив класса они влились, жизнь класса и потока интересна и организованна.

То есть мы можем говорить, что в гимназии, которая известна во внешнем мире как учебное заведение с интенсивной нагрузкой, только около 4% детей чувствует себя плохо и не могут справиться с нагрузкой, около 16% справляются с нагрузкой при плохом самочувствии, но при этом, им интересна организация жизни в школе.

Мы можем предположить, что интенсивность в образовании может приносить пользу, если учащийся психологически готов к напряжённому по темпу, насыщенному по событиям и стремительному по скорости процессу образования и если напряжённость процесса приносит обучаемому помимо усталости эмоциональный подъём, потому как ему интересно. Получается, что, несмотря на интенсивность в смысле объёма и учебной нагрузки, которая задаётся самим учебным заведением, учащиеся получают и интенсивность в виде насыщенности школьной жизни событиями, они испытывают различные положительные эмоции и чувства.

Видимо, восприятие интенсивности меняется и на протяжении жизни - бывшие школьники, а через несколько лет выпускники вузов, ретроспективно вспоминая свою интенсивную школьную, да и студенческую жизнь, поражаются, как они всё это успевали - то есть в разных возрастах одни и те же процессы мы воспринимаем как интенсивные или менее интенсивные. Это может объясняться вступлением в новый возраст. Как пишет Л.С.Выготский, "новая структура сознания, приобретаемая в данном возрасте, неизбежно означает и новый характер восприятий внешней действительности и деятельности в ней, новый характер восприятия внутренней жизни самого ребёнка и внутренней активности его психических функций" [1, с.904].
Кроме того, современные работы показывают, что разница в восприятии интенсивности может объясняться особенностями индивидуального восприятия времени и пространства - индивидуальным хронотопом, который, согласно Н.Н.Толстых, развивается по-разному в различных возрастах [2].

Таким образом, в данной работе мы постарались обсудить, как может пониматься интенсивное и интенсивность в образовании и обучении. С нашей точки зрения, интенсивность в образовании задаётся не только институтами образования, но и самим учащимся. Для института образования тема чувствительности детей к интенсивности обучения должна быть важна для достижения поставленных педагогических целей и большей эффективности. Для самого учащегося также важно понимать, зачем ему/ей интенсивность обучения, какую цель ставит он/она перед собой на период обучения, как распределяет свои ресурсы для достижения цели. Главное, чтобы при выбранном уровне интенсивности он/она могли чувствовать не только усталость, но и положительные эмоции, связанные с интересной школьной жизнью, различными мероприятиями, внеурочной активностью и т.п.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Выготский Л.С. "Психология" М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с. (Серия "Мир психологии").
  2. Толстых Н.Н. "Развитие индивидуального хронотопа в детстве и юности" // Вопросы психологии, 2010, №2, с.30-45.

Joomla SEF URLs by Artio
Выберите, пожалуйста, один или несколько разделов информации, которые Вас интересуют:
Я согласен(-на) с условиями Политики конфиденциальности

 

Закрыть окно