Карпунькина Т.Н. Переживание собственности бытия

 Переживание собственности бытия и собственности отчуждения.

Экзистенциальный анализ случая.
Т.Н. Карпунькина
Отчуждение, на наш взгляд, необходимо рассматривать не только как социально-психологический феномен, но и как онтологическую характеристику. Мы предлагаем на примере экзистенциального анализа случая исследовать переживание собственности бытия и собственности отчуждения.
До сих пор экзистенциальный анализ  наиболее привычно воспринимается как метод практический в психотерапии и психологии и не имеет строгих научных рамок как метод фундаментального исследования.
Наиболее полно история, теория и методология практики экзистенциального анализа изложена в работах Летуновского В.В. [1,2,3,4]. Мы не будем касаться подробно всех вариантов экзистенциального анализа, описанных в диссертации вышеуказанным коллегой, лишь перечислим их, а  остановимся на одном из них, наиболее близком мироощущению автора данной статьи.
В.В.Летуновский выделяет две позиции учёных в экзистенциальном анализе: онтоцентрическую и антропоцентрическую. «Примером антропоцентричной позиции могут служить работы Сартра, Камю, онтоцентричной: Медарда Босса, Франкла и Дюркхайма. О позициях Бинсвангера и Ясперса можно говорить как о промежуточных. Онтоцентричное направление также неоднородно, и в нем выделяется еще одна оппозиция: с одной стороны М. Босс, с другой — Дюркхайм и Франкл. У Франкла и Дюркхайма в отличие от Босса более ярко выражено присутствие ценностного аспекта.» [4]
 
Опираться мы будем на экзистенциальный анализ Виктора Франкла. Следуя классификации В.В. Летуновского, метод Франкла является одной из онтоцентрических  версий экзистенциального анализа, т.е. принимающей за точку отсчёта бытийные основания. В данной статье мы позволим себе предпринять попытку разработать вариант  экзистенциального анализа как научного метода исследования, которая в основе своей будет содержать положения анализа В.Франкла, и продемонстрировать такое исследование на конкретном примере.
С точки зрения В.Франкла, «человек всегда обращен на нечто, находящееся вне его самого, не являющееся им самим, на что-то или кого-то — на некий смысл, который нужно реализовать, или на бытие близкого человека, которому нужно соответствовать. И только в той мере, в какой человек выходит за пределы самого себя, он может самореализоваться — в служении делу или в любви к другому человеку! Другими словами, цельным человек бывает только тогда, когда он посвящает себя какому-либо делу или другому человеку. И самим собой он бывает только тогда, когда забывает самого себя» [5, с. 257]. В связи с этим следует иметь в виду контексты социального поля, в котором непосредственно случилось переживание, описываемое респондентом,    иметь в виду для кого и как долго (много) он пишет, какое предназначение имеет для него данная работа.
С нашей точки зрения наш анализ должен соответствовать следующим положениям:
1.     «Осознание ответственности является основой человеческого существования, и экзистенциальный анализ – есть метод такого осознания» [5, с. 41]. Это значит, что наш метод является действенным (К.Левин), жизнеизменяющим. Причём трансформация происходит как в поле жизни респондента, так и в поле жизни исследователя. В основе трансформации лежит способность трансцендендировать, т.е. выходить не только за пределы своего наличного бытия, но и в ещё больше степени к тому каким оно должно быть. Поэтому необходимо схватывать (Ясперс) надситуативные контексты. И это схватывание естественным образом преображает видение жизни, а значит и саму жизнь в духовном смысле.
2.     Процедура экзистенциального анализа феномена отчуждения на материале текста в основе соответствует феноменологическому методу. Подвергаться анализу будут именно переживания респондента. Но в отличие от феноменологического метода, экзистенциальный анализ по Франклу – это не только экспликация экзистенции в онтическом смысле, но также и экспликация в онтологическом смысле. Поэтому процедура анализа будет производиться в контексте социально-психологической практики - конкретного времени и пространства, конкретного социального поля - во избежание ситуации, когда наука становится идеологией, по словам Франкла, а за обобщением исчезает живое существование человека. Одновременно, чтобы соответствовать экзистенциальной традиции, необходимо помнить, что человек, его бытиё всегда больше того, что мы можем увидеть и сказать о нём.
3.     Феноменологическая редукция должна быть дополнена осмыслением слов и действий человека также в контексте его ценностей. Согласно Франклу смысл недостаточно найти, его необходимо осуществить и человек за это в ответе. На практике проявление человеческой ответственности выражается в следовании конкретным ценностям. Франкл выделяет три класса ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения [5, с. 174].  Следовательно, избирая за точку зрения ответственное бытиё, воспринимая человека решающим и свободным, мы смещаем акцент исследования с вопроса «Что переживает?»  на вопросы «Как?» и «Ради чего?»
Материалом для примера исследования будет служить рефлексивный текст  участника социотерапевтической программы («Школа социального успеха для страшеклассников», авторы - Карпунькина Т.Н., Алафировская Н.В. [6])- М. (17 лет).
Взаимодействие участников программы было построено по методологии действенного исследования К.Левина. Деятельностный контекст был подчинен решению проблемы становления аутентичной социальной и персональной идентичности у подростков, испытывающих отчуждение и затруднения в переживании этого возрастного этапа. Было построено и поддерживалось социотерапевтическое пространство, структурно состоявшее из коррекционно-образовательных мероприятий с большим количеством психологической информации и психологического опыта. Подросткам предлагалось занять свою позицию в рамках созданной социальной структуры. По сути дела, социотерапевтическое пространство представляло собой альтернативный социальный институт, в котором особое внимание уделялось намерениям, смыслам и инициативам личности полростка.
Время заполнялось социотерпевтическими практиками. Подросток включался в практику на разных уровнях: становился «новеньким», «стареньким», «стажером», «лидером», «близким» и т.д.
М. участвовал в программе в течение одного учебного года (хронологически это соответствовало его обучению в 11 классе общеобразовательной школы). В конце года М. (как и другим участникам программы) было предложено обобщить полученный опыт в виде рефлексивного текста. Его рефлексивный текст исследовался группой экспертов. Группа экспертов формировалась из числа участников (подростков и взрослых), компетентных профессионалов (психологов и педагогов, не участвовавших в мероприятиях), взрослых, не связанных профессиональным интересом и не участвовавших в мероприятиях.
Эксперту предлагалось понять текст и выделить в нем временные периоды, связывающие осознание опыта в некоторую целостность, в смысловой горизонт. То есть предлагалось эксплицировать качественные характеристики темпоральностей.
Кроме этого был проведён феноменологический анализ текста. Результаты экспертизы отдельными экспертами были согласованы до достижения консенсуса. Обобщенный отчет представлен в виде таблицы, где слева представлен текст, разбитый экспертами на фрагменты, а справа – обобщённое понимание текста ими.
Перейдём непосредственно к анализу.
Данный рефлексивный отчёт является экзаменационной работой и изначально предназначался для чтения в кругу, что усиливает эмоциональную и  социально-ориентированную окраску текста. Экспертами последовательно были выделены 10 темпоральностей: 1.время предвкушения работы, 2. время первого прикосновения, 3. время идеализации, 4. время открытий, 5. время жизни, 6. время создания своего, 7. время обретения настоящей цели, 8. время важного совместного дела, 9. время ответственности и счастья, 10. время благодарности. Как мы видим, эксперты не выделили времени отчуждения, как такового, но мы полагаем, что вся экзистенция М. пронизана этим переживанием, и он сообщает нам об этом через повествование о «своём» и «чужом» в его жизни. Остановимся более подробно на каждой из темпоральностей.
 
 
 
Фрагмент
Феноменологический анализ
 
1.время предвкушения работы
 
Введение
Объём этой работы  должен составлять семь - десять страниц. То есть по сути, как я это понимаю, мне предлагают сказать и описать  на десяти страницах всё то, что я делал и чем я жил, и что чувствовал, и что узнал, и что понял за целый год. Хотя, по-моему, для этого любому здесь не хватит и книги, конечно, если очень подробно описывать всё то, что с ним или с ней происходило. Я не ставлю себе задачей написать десять страниц, как какой- то дневник, сухо описывая факты и дела, которыми занимался - мне это ни к чему. Я планирую создать на этих страницах своё собственное уникальное пространство, которое будет понятно возможно только мне, так как будет наполнено моими чувствами и переживаниями. Также я планирую рассказывать и рассуждать на своём языке, не придерживаясь канонов обычной докладной работы нигде кроме введения. И если я не упомяну ниже какие-то моменты нашей общей жизни или опущу что-то из нашего опыта, я сделаю это только в целях безопасности, себя и тех людей, которые меня окружали, не умаляя при этом важности каких либо событий. Последнее, что мне хочется сказать, перед тем как начать строить своё пространство, это то что слова «объём работы» поставленные в начале нашей так сказать шпаргалки очень наводят на мысль, а что вообще для меня будет этот экзамен? То есть будет он для меня работой или, например, удовольствием или, что более вероятно, работой с удовольствием, которая не воспринимается как какая-то рутина, а как дело, которое принесёт радость и удовлетворение. Ну что ж приступим, пожалуй!
 
 
Некий диалог с потенциальным читателем или слушателем. Проба установить границы доверия и глубины. Настрой, включение в работу.
М. размышляет на тему экзамена, обдумывает, о чем он напишет, и зачем ему это надо.
Чувство ответственности, важности, уверенности в том, чего хочешь.
Время подготовки, время планирования, поверхностное касание всего опыта. Время оглядеться и собраться.
Рассуждение о том, какой должна быть предстоящая работа.
 
 
2. время первого прикосновения
 
    Итак, что же происходило со мной с момента нашей первой встречи? Вообще я очень чётко помню, как всё началось, и как я первый раз зашел в офис на Рукавишникова, тогда ещё казавшийся мне таким чужим и странным.
Помню, как я думал про себя, что это наверняка скука смертная, и что тут вообще ничего стоящего нет. В любом случае, думал я, схожу пару раз, а потом скажу, что мне не нравится, и всё брошу, и всё забудется как плохой сон. Но уже первый разговор с Татьяной Николаевной (далее Т Н), в котором она рассказывала о том, что здесь происходит, пошатнул мою уверенность в том, что всё так просто и скучно. Для меня тогда был первый раз задан вопрос о том, чего же я все-таки хочу, который оказался далеко не простым. И вот когда я в первый раз пришёл на занятие (язык не поворачивается его так называть - уж очень ярко всплывают образы школы, в которой занятия обозначают навязывание воли учителя и того, как он ведет свой предмет,  его преподавание тебе, здесь же занятие - это то чего хочешь ты, то чему хочешь научиться, что узнать). И это было для меня, пожалуй, даже очень необычно. По началу я упорно не хотел верить в то, что моё желание или нежелание что-либо делать, мой запрос: то чего хочу получить именно я, могут менять ход занятия. Также меня просто поражала та атмосфера сплочённости, которая была в круге. Я плохо представлял, зачем нужно каждый раз отвечать на вопрос «Зачем пришли?», который всегда с улыбкой задавала нам Т.Н..
 
 
Естественное сопротивление перед незнакомым и новым. Удивление и сомнения. Неверие в свою значимость и силу.
Кажется, что в кругу всё скучно и ничего интересного. Оказалось всё необычным. Удивление.
Неверие, что мир, где твое мнение действительно важно, существует, и он, М., имеет право в нем быть. Непонимание, достаточно пессимистичный настрой.
Неверие во что-то новое, непохожее, в другой поворот в отношениях. Необычное породило интерес и заставило задуматься над самыми (на первый взгляд) простыми вопросами. Появилось желание делать и быть.
Смятение, замешательство, неуверенность в себе, любопытство…
Время нового: сначала неприятие нового и нежелание перемен, затем смирение с их неизбежностью. Время необычного. Время перехода.
Время  знакомства. Оценка важности и нужности для себя.
 
 
3. время идеализации
 
Очень непонятным и неприятными по началу для меня были постоянные разговоры о стареньких, с которыми было весело и интересно, да ещё все эти рассказы сопровождались постоянным злобным хихиканьем и непонятными и зловещими словами типа «расчленёнка», от которых холодок начинал бегать по спине. Но все упорно молчали, когда я пытался выяснить: что же за испытания нам предстоят, и что мы будем делать весь год, и в голове не укладывались ответы типа: что важно будет, то и будем! И с трудом верилось в правдивость того, что ты сам способен что-то принести в этот круг и так сказать попасть в историю. А хотелось этого надо сказать безумно. Я по началу даже слегка завидовал стареньким, которые столько всего пережили и так запомнились всем ребятам и Т.Н.. Такой светлый образ рисовался после рассказов о них, что порой казалось, что они не живые, а сказочные персонажи.
 
 
Период, когда казалось, что эта сказка «чужая», что написали её и сделали другие. Что в ней всё уже решено и все роли розданы. Эти «другие» рисуются в воображении М. идеальными, хочется быть на них похожим.
М. казалось, что старенькие какие-то необыкновенные люди, что он никогда не сможет стать таким же, что он не достоин войти в историю круга.
Напряжение. Неприятие. Любопытство. Зависть. Рисование светлого образа.
 
 
4. время открытий
 
Вообще надо сказать, что жизнь начинала потихоньку становится той самой сказкой, то есть переставала быть обычной и серой, а начала пестрить всеми цветами мира.     Помню, как на одно из занятий ближе к его завершению пришли несколько стареньких, и если  не ошибаюсь прервали, как я тогда чувствовал, говорящего. Я настолько был ошарашен нестыковкой их светлого образа, рождённого в моём сознании, и осознанием того, что они обычные люди, что в порыве злости что ли за то что они разрушают, опять же как мне казалось, круг, я даже слегка превысил свой обычно спокойный голос и начал натурально наезжать. В тот момент Т.Н. перевела мой наезд на себя, оградив стареньких от моей агрессии, а я настолько взбесился, споря с ней, что просто выпал в осадок, когда после этой мини перепалки Т.Н.  неожиданно сказала мне, что я стал ей ближе. Хотя мне ситуация на тот момент казалась конфликтной что ли. Как оказалось, это может быть позитивным явлением, приводящим к близости, а не удалению людей друг от друга. Это было одно из первых моих самых больших открытий. Я потом неделю ходил сам не свой всё думал: ну почему ближе? Пришёл к Т.Н. на индивидуальное с этим, и там, наконец, понял, что к чему. Потом было ещё очень много занятий и каждое из них уникально и очень ценно в плане опыта, но рассказывать о каждом я не вижу смысла, да и времени просто физически на это не хватит. Я помню, как приходили новые и новые люди, особенно в начале года, как некоторые оставались с нами, а некоторые после первого раза больше не возвращались. Я помню нашу осеннюю прогулку, когда мы ходили с завязанными глазами, а потом змейкой. Я помню своё сопротивление, которое было вызвано нежеланием выделяться из толпы и привлекать к себе внимание. Сейчас ещё вспоминается, как нам нужно было ходить по улице и задавать вопросы прохожим. Я неплохо помню, как многие из них посылали меня по известной дорожке, но некоторые, к моему удивлению, приветливо отвечали на вопрос незнакомому парню.
 
 
Неожиданные развязки иллюзий приводят к недоумению и ещё большему желанию понять. Новый взгляд на привычные вещи, расширение собственных границ и возможностей. Преодоление чувства неполноценности и коммуникативных барьеров.
Конец идеализации и первый конфликт. Неожиданная близость с Т.Н.
Понимание что, непоправимые ситуации могут быть «+» для обеих сторон.
Жизнь становится сказкой. Разочарование. Сближение. Новые открытия. Манящий и пугающий выезд.
Злость, агрессия, непонимание своей неправоты, затем обретение понимания и смысла происходящего.
Время перехода от идеализации к реальности. И затем состояние шока от новой истины - конфликт может вести к близости.
 
 
5. время жизни
 
Шли занятия  и шли индивидуальные, выпал снег и начались каникулы, и нам предстоял первый в моей жизни выезд, такой манящий и одновременно такой пугающий своей неизвестностью.
   Да! Вроде бы относительно недавно и вместе с тем так давно был наш первый выезд. По сути он был в прошлом году, но по ощущениям в этом, причём очень недавно. Будто вот только что закончился! Четыре дня. Думал я: «Ну что такое четыре дня?» Но я ошибался. За эти четыре дня мы успели и узнали столько нового, сколько за предыдущий месяц- полтора. Четыре дня даже по времени стали неделей, настолько много событий происходило в один день, настолько насыщенными они были! «Надежда», то место где мы были. Интересное название, и вправду надежда. Была  надежда на чудеса и надежда на открытия, и вся она оправдывалась, сбывалась. Я начал замечать, как меняется пространство вокруг нас, и как незнакомая комнатка на следующий день становится родной, из которой так не хотелось уезжать потом. Были и люди, которые за четыре дня открывались мне с другой стороны, я узнавал их и начинал всецело им доверять. Я старался достигнуть уровня тех, кто занимался уже не первый год, старался быть с ними наравне. Я не любил тогда ещё все те игры, которым разрешил себе радоваться уже после, чего стоила только «Автомойка»! Так же я помню, как мы играли в «Ха-Ха», когда по кругу все говорили «ха», и каждый следующий произносил на одно «ха» больше, и если кто-то начинал смеяться, всё начиналось по новой. Может это и не сложно, если ты при этом, например, стоишь, а если лежишь, да ещё и на чужом животе, а кто-то лежит на твоём, и так весь круг. То нелепость ситуации просто заставляла ухахатываться до слёз. Так же на этом выезде мы часто писали рефлексивные работы, в которых описывали то что делали, и что для себя вынесли, какой опыт, какую прибыль.
Первый выезд был важен для меня как первая ступенька в командной работе. Такой как Гильдия, а так же своя команда, которая собиралась каждый день и выполняла какое-либо задание. Интересен был и сам процесс проведения занятий, особо меня поражало время их проведения: с утра до поздней ночи. Я помню, как в четвёртый вечер точнее, наверное, уже ночь, я едва мог себя контролировать - на столько изменилось моё сознание от недосыпа в течение последних дней.
Так же мне очень запомнились наши вечерние сказки, в которых мы сами же и участвовали, причём и в ролях предметов тоже. Особо мне понравилось изображать разбросанные по комнате вещи, которые потом запихнули в чемодан, который, надо сказать, был меньше вещей по росту. Но самыми яркими впечатлениями остались «расчленёнка» и «хождение по трупам». Особенно пара моментов: первый, когда посреди сказки на ночь послышался чей-то задорный храп, и второй, когда после «расчленёнки» на фоне спокойной и тихой музыки вдруг во всё горло хрюкнул антивирус! А ещё у нас был вечер, когда мы все накрасились гримом и ходили красивые такие, сначала по корпусу, а потом и на улицу (впрочем, некоторые даже в ларёк - очень бы хотелось посмотреть на лица продавцов, видевших всю эту красоту). Так же для меня богатым  личным опытом были переговоры с «бастующими служащими», в одной из наших лент, в которой я пытался угомонить недовольную толпу. Ещё помню, как я ходил и улыбался, глядя на наши газеты, коих было две. Они были абсолютно разные, одна разрезанная прямыми линиями на четыре куска по форме напоминающих треугольники, а вторая - разрезанная на четыре куска произвольной волнистой линией. Но в обеих была одна общая черта: после того как каждый кусок отдавали командам, чтобы те их разукрасили, а затем собирали воедино, одна команда обязательно путала верх и низ этого куска, и в результате собрать ватман в одно целое не удавалось, ни в первой, ни во второй газете. Прощание с «Надеждой» было тяжёлым. Я помню, что уезжать не хотелось категорически. Очень уж сплотились все мы за эти четыре дня и много чего пережили вместе. Да было порой сложно, но мы были вместе и в радости, и в трудную минуту, просто ужасно не хотелось расставаться, но расставание - это только причина для того, чтобы встретиться вновь, а впереди нас ждало ещё очень многое! Мы приехали домой. Я очень сильно в тот момент почувствовал, что моё восприятие даже своей собственной комнаты изменилось. А по плану у нас была рефлексия с родителями. На ней мы на ноутбуке принесли присягу о верности традициям, затем мы описывали открытия первого выезда и зачитывали их, что тоже было не маловажной работой, так как на тот момент наш круг включал в себя ещё и наших родителей, с которыми после выезда также пересматривались отношения и длина дистанции. Затем  мы провели Сказку, в которой было предложено участвовать всем, в том числе и стареньким, также присутствовавшим на этом занятии. Хорошо запомнился мне  момент сказки, когда я убегал с украденной барсеткой от милиционера, и моё лицо в то время, надо сказать, отображало почти не поддельный ужас. После рефлексии мне показалось, что закончился какой-то важный момент в осознании себя. Как будто пройдена первая ступенька моего пути. Первые воскресные занятия после выезда проходили сложно. Мы часто молчали и не знали о чём говорить. Т.Н. никогда не подгоняла, она давала возможность самим прийти к пониманию того,  зачем нам всё это нужно. Шли занятия и индивидуальные, на которых мои запросы, как мне кажется, становились более целенаправленными что ли, в сравнении с началом года. Я уже больше понимал из рассказов и объяснений Т.Н. и уходил с занятий наполненный и воодушевленный на действия, на движение вперёд. По-моему именно в тот период произошла история с селёдкой, попавшая затем в книгу Т.Н. На тот момент эта история достаточно ярко отражала моё стремление искать какой-то потайной смысл в самых обычных вещах, вплоть до похода в магазин. Я помню, как на одном из занятий, чуть раньше, нам предложили решить, кто мы теперь? Лично я решил перейти из ученика в стажеры, чтобы мой вклад в общее дело был более ощутим. Время шло быстро, но оно было ценно и использовалось на полную, и вот наступили зимние новогодние каникулы, на которых планировался наш второй выезд.
 
 
Отношения захлёстывают. Плотность времени и ценность открытий ошеломляют. Мелкие подробности выглядят значительными событиями, наполняющими и преображающими жизнь. Обретение уверенности в себе и желание быть важным для других.
Получение нового опыта, первые открытия, нежелание выделяться, волнение перед выездом.
Новый опыт, появление настоящего доверия, открывание людей.
М. научился ставить более точные цели, изменился его взгляд на мир.
Поиск новых отношений к себе, к миру, к пространству, который окружает, к людям, к действиям и поступкам.
Множество собственных настоящих открытий. Доверие к людям. Радость. Опыт. Прибыль. Важность.
Важные события сменяют друг друга. Обретается важный личный опыт. Тяжело прощаться. Расставание.
Изменяется мир. Меняется сознание. Сложность. Новый взгляд на мир.
 
Удивление, радость, веселье, желание быть в числе первых.
Уверенность в себе, радость от общения и от того,  что можно быть самим собой, подъем энергии, гордость собой.
Время открытий, время постигать новое, получать новый опыт, делать выводы получать прибыль. Открывать и узнавать людей.
Время Мы – Время общности с людьми, общие интересы общие цели одна ответственность на всех. Сплочение. Время идеализации, зачастую после сплочения. Время, когда все и всё «Хорошо». Когда проблемы минимизируются и забываются, остаются без внимания. Ценность людей и общего МЫ.
Всё было новым и необычным. Были радости и трудности, но все такое захватывающее.
После возвращения всё виделось в другом свете. Всё приходилось переоценивать и строить по-новому.
 
 
6. время создания своего
 
Когда мы приехали в «Спутник», первая мысль была, что я нигде ещё не видел такого раздолбайства. Условия проживания оставляли желать лучшего, и поначалу я думал, что нам будет очень трудно здесь находиться. В комнате на двенадцать человек даже розетки не было, о кроватях я вообще молчу. Те, которые стояли в наших комнатах, при попытке сесть на них, тут же разламывались, потому что вся конструкция ни чем не держалась. Так же напрягал сначала и путь до столовой, надо сказать, что на улице временами было не совсем тепло, а  с точностью наоборот. Но к вечеру первого же дня пространство, которое мы так усердно меняли весь день, перетаскивая кровати и откручивая выключатели, чтобы вместо них прицепить расчётливо взятые с собой розетки, стало уютным, причем я комфортно чувствовал себя в любой комнате, поэтому успел за эти дни поспать в каждой по разу. При этом стоит отметить, что все наши неудобства только способствовали плодотворности нашей работы. Программа  в начале была направлена на получения опыта более простого ориентирования в жизненном пространстве. Вообще возможно стоило бы сравнить результативность трёх выездов, но я думаю это не возможно, по крайней мере я это делать не намерен. Отмечу для себя только то, что опыт, который по объёму был везде примерно равный, проще  начал усваиваться уже на третьем выезде и из него все-таки  я вынес больше всего, но об этом позже. Всяческих несуразностей и весёлостей на втором выезде была уйма. Чего стоит только кофе в постель, после чего постель была уже негодна для отсыпания на ней. Так же запомнилась картина, когда я, заходя в свою комнату вижу следующее: центральный ряд кроватей словно осколками весь осыпан слоем перьев, а рядом с моей кроватью лежит, как разорвавшийся патрон, одна из подушек. Вообще, чтобы потом навести хоть какое-то подобие порядка, и хотя бы убрать ко всему липнувшие перья понадобилось приличное количество времени. Так же запомнился вечерний бал, особенно скоростное поедание бананов, в котором я выиграл, умяв банан быстрее, чем некоторые открыли рот. Ещё очень важным по силе ответственности была для меня моя команда, в которой нам предстояло создать проект который потом мог бы быть удостоен гранта. Самое нужное дело на тот момент, нам казалось переоборудование и ремонт помещения, в котором мы жили хотя бы до вида приличного жилья. Поэтому мы решили разрабатывать проект капитального ремонта целого здания, примерно рассчитывая на 1 миллион рублей. Всё бы ничего, но мы в погоне за точностью решили максимально приблизить стоимость материалов к реальным. Для чего я лично отмахал все комнаты, чтобы померить их длину, потом ещё грузил всех, заставляя считать окна, двери, кровати, гардины, шкафы, и прочее. Вплоть до сантехники. Доходило до звонков родителям с вопросом типа: «Мама, а сколько стоит кафель положить?» Или: «Мама, а сколько стоит сан техника?» Бедные родители. Интересно, чем же мы, по их мнению, занимались! Потом были очень долгие и муторные вычисления сметы, которая стала очень страшным словом. Самое важное по эмоциям для меня была лента на дыхание, которая дала мне очень многое, и очень глубоко меня коснулась. Мне было не страшно доверять кому-то, тем более человеку, который был со мной рядом, гораздо более сложным для меня по степени ответственности было то, когда я сам помогал и был рядом с двумя проходившими эту ленту, вообще после этой ленты я сильно пересмотрел свои отношения с теми, кто меня окружал. Они стали мне гораздо ближе. Всё когда-то кончается, и мы снова вернулись в город, на этот раз уже не так тяжело, как в прошлый раз, потому что знали, что увидимся вновь.
 
 
Время настоящих проб. Уже нет сопротивления, нет страха. Любое препятствие – урок и опыт. Опыт доверия и ответственности. Ценность отношений и радость собственных побед.
Через работу идет открытие новых сторон в окружающих людях, желание изменять условия жизни.
Игра-игрой, а дело-делом. Отношения к заданиям больше, чем к игре, как к части жизни. Ценность каждого человека и его действий.
Шок из-за внешнего пространства, внутренняя умиротворённость. Важность каждого события. Ответственность в создании проекта. Доверие. Помощь. Близость.
Боязнь трудностей, взять на себя ответственность, ощущение себя немного скованным, радость и удовлетворение от того, что получалось и от того, что  можно быть лидером
Время перехода, к новой работе формирование нового взгляда на веши и дела. Сложный период перестройки – рассеянности, поиска цели.
Создание своего пространства, своего проекта.
Проект созданный на втором выезде одной из групп  было решено воплотить в жизнь. Время включения в деятельность, связанную с проектом.
 
 
7. время обретения настоящей цели
    
     До второго выезда произошло два очень значимых момента, по сравнению с которыми все остальные отходят на второй план. Это, во-первых, сбор Стажёров  (всех времён и народов - как я его окрестил про себя), ну и, конечно, наше решение заниматься постановкой спектакля. Первое событие происходило по времени в день китайского Нового года. Мы все собрались в гостях у Т.Н., и там были многие из стареньких, с которыми мне удалось пообщаться поближе. Тот вечер для меня запомнился многим, я многое для себя открыл и осознал. В этом плане  вечер был очень личных для меня вещей, писать и говорить о которых я сейчас не готов. Так что перейдём к моменту, когда наш спектакль был выбран основным типом работы для всей группы. Решение принималось нами всеми, и все были согласны, что многое из прочих дел отошли на второй план, все всецело посветили себя подготовке к спектаклю, начиная с разработки костюмов, декораций и спец. эффектов, заканчивая непосредственно доработкой сценария. Возникавшие по ходу проблемы мы по необходимости решали на индивидуальных, а, собираясь вместе, мы репетировали сцены и пели композиции из будущего выступления. Последний третий выезд тоже планировался в основном, как глобальная репетиция, хотя кроме неё мы делали ещё очень много чего. И вот  последние для меня весенние каникулы и последний выезд.
 
 
Окончательное развенчание иллюзий и новое понимание основных жизненных понятий. Установление ответственной дистанции.
Период появления личного - своего дела. «Моё» как часть «нашего».
Активное участие в разработке спектакля, открытие и понимание чего-то нового.
Новые открытия. Осознание. Новое дело, которое сплотило всех на новом уровне.
Общение, ощущение себя нужным, значимым, плодотворная жизнь.
 
 
8. время важного совместного дела
 
    «Борисово» - условия просто шикарные по сравнению со «Спутником», но важно не это. Важно то, что все, как мне  казалось, были готовы к работе , готовы вкладываться по максимуму. И несмотря на то, что ещё в начале были небольшие накладки с тем, как собираться всем вместе, так как одним нужно было проходить одно лечение другим другое, а некоторые в это время были свободны, могли сидеть в своих комнатах. Но они не просто сидели, а любую свободную минутку все использовали, как возможность получше поучить сценарий. Вот так все те, кто мог, садились вместе и начинали отчитывать его по ролям. Это стало делом круга, тем ради чего стоило быть вместе. Моим же делом,  помимо этого, стала ролёвка, которую я провёл в конце четвёртого дня. И пусть она была для меня сложной во всех смыслах, и её итог я не мог в начале себе и представить, но это было моё дело и моя ответственность, и несмотря ни на что, я принял этот опыт. Как я уже говорил, третий выезд был ценен ещё и тем, что я брал от него по максимуму, я уже многое понимал по сравнению с началом года, мог принимать решения и прочее. В этот раз моя работа в команде давалась мне значительно проще, чем раньше, хотя я не могу сказать, что было совсем легко. Так же важным для меня был поход на дискотеку как таковую, потому что до этого подобными мероприятиями я брезговал и старался не посещать. Так же был очень интересен для меня опыт по строению своего государства, государство нашей команды, наверное, было самое необычное из трёх хотя бы потому, что его символом негласно считался зелёный огурец. Очень насыщенной для меня была ночная лента, где мы на одном из этапов держали ноги, и старались их не опустить довольно долго. Ещё мне хорошо запомнились танцевальные ленты, на которых мы что только не вытворяли, куда там до нас фабрике звёзд! Ну и, конечно же, особо запомнился последний вечер, когда мы сидели полукругом, и нам раздавали бумажки с именами присутствующих на них, которые скрученные лежали в пакетике. Мы должны были выйти в круг, сесть на кресло и поблагодарить того человека, имя которого нам выпало. Нет, я, конечно, знал, что я везучий, но когда мне единственному досталась записка с собственным именем, всё же слегка удивился. Я чётко помню, что с серьёзной миной вышел и сел на кресло, и сказал следующее:  «Можете верить, а можете - нет, но когда нам раздавали эти записки, я точно знал, что мне выпадет именно этот человек- этот человек я». За этой фразой, конечно, последовал дружный смех. Я на самом деле потом понял, на сколько важно было для меня поблагодарить себя в тот момент, так как я в это время находился  в плохом настроение после своей ленты. Это совпадение ещё раз подчеркнуло одно из моих открытий: жизнь мудрее нас, и на неё просто нужно положиться. Так и случилось. Когда мы на утро вернулись в Кемерово, и я добрался до дома было слегка тоскливо, что выезд кончился потому что это был мой последний выезд. Хотя я уже понял, что зарекаться не стоит. Надо сказать, что заснуть в тот  вечер я не мог. Постоянно что-то лезло в голову, и  я начал повторять про себя сценарий, прокручивать то, как мы его играли на выезде, так повторив свою роль несколько раз. А, надо сказать, что до этого я играл только с текстом в руках. Я заснул. А на утро уже мог пересказать все свои диалоги. В эти недели до спектакля на репетициях и вне их я начал замечать насколько значимым стало для меня дело круга и сами люди в нём. Я платил за это своё высокую для меня цену. Я платил полной самоотдачей и тем временем, которое использовалось на репетициях, хотя это время было очень тяжело выкроить с учётом того груза дел, которые на меня навалились  в школе.
 
 
Радость «Мы». Наполненность смыслом и пониманием. Готовность вкладываться и отвечать за процесс развития дела, себя и команды.
Первый важный самостоятельный риск. Первая плата. Взросление.
Важные открытия, по-настоящему важные дела.
Необходимость платить за выбор быть здесь, т.к. это действительно важно.
Понимание «КтоЯ?», осознание ценности и значимости самого себя для себя и общего дела. Самоответственность и самоуникальность в общем деле.
Использование каждой секунды. Новый опыт. Снова ответственность. Благодарность. Печаль. Плата.
Уверенность в своих силах, готовность  брать ответственность на себя, полная самоотдача.
Время найти себя, получить свой опыт, взять ответственность. Необходимо трудиться, видеть всех вокруг помогать им.
Время включенности, полная самоотдача важному делу, трудный путь к поставленной цели.
Проект стал настоящим делом круга. Ярким и важным.
 
 
9. время ответственности и счастья
 
Я многое успел понять за этот год, пожалуй, даже больше, чем за три предыдущие настолько много проблем, после решения которых и приходил опыт, сваливалось на меня. Я думаю, что настоящим экзаменом для меня был спектакль, его премьера. Именно там я осознал, сколько всего уже могу, и почувствовал ответственность за свои действия. Об этих двух спектаклях я могу рассказывать очень долго и очень подробно, во-первых, потому что за ними очень многое стояло, а во-вторых, потому что они были совсем недавно и в памяти ещё совсем свежи воспоминания. Да, были и накладки, но был и триумф, успех и радость! Радость за то, что то дело, к которому мы готовились целый год, сделано, и сделано достойно нас самих и людей, которые нам в нём помогали и верили в нас на всём нашем пути. Много чего было и смешного, и спокойного, важного и запомнившегося. Ценно то, что мы сделали это дело все вместе. Мы взялись за него, мы старались, прикладывали усилия, и у нас всё получилось!!!
 
 
Осознание собственной значимости. Радость и гордость за успех. Умение быть вместе: работать и добиваться результата.
М. осознает, как много он успел за этот год.
Проблемы. Их решение. Радость. Успех. Важность. Ценность.
Волнение,  чувство гордости за себя, обретение чувства сплоченности, ценности происходящего, ощущение счастья.
Время ценного, время значимости, благодарности к людям уважения к их стараниям.
 
 
10. время благодарности
 
Заключение.
Подводя итог этим восьми страницам хочется снова и снова говорить про то,  какие хорошие люди меня окружали на протяжении всего моего пути, и как я бесконечно им благодарен за их помощь и поддержку. Конечно, особенное спасибо я хочу сказать Татьяне Николаевне и Наташе, чья любовь согревала всех нас, а то, что они для нас делали невероятно ценно, и, по  моему мнению, заслуживает аплодисментов!
 
 
 
Время ценности любви и благодарность за тепло и понимание. Благодарность за возможность всего этого опыта.
Время осознанного, время подводить итоги время осознания. Осознать сопоставить проверить оценить. Время благодарить, греть и светить.
Благодарность значимым людям. Итог работы за год.
 
Таким образом, мы видим, что динамика «своего» и «чужого»  в жизни М. является главным контекстом всей его работы. Мы умышленно выбрали текст, где переживание отчуждения не описывается напрямую, но имеется в виду, является фоном. Именно такое «фоновое» присутствие отчуждения, на наш взгляд, имеет наибольшую опасность для подростка. Его близкие лишены возможности постичь глубину его одиночества, бессмысленности и уязвимости. До тех пор пока об отчуждении не говорится вслух, пока оно не осознаётся – оно является скрытым источником невротизации и десоциализации подростка, является угрозой для его жизни в целом, так как обесценивает её.
Не смотря на большой объём текста, очень многое осталось «за кадром», однако пробуждение желания жить, жить полноценной ответственной жизнью,  представлено нам в тексте щедро и с благодарностью.
Текст начинается со вступления, с времени предвкушения работы. Это очень важный фрагмент, который даёт нам возможность увидеть, с какой высоты М. смотрит на свой опыт, показывает степень своей ответственности и одновременно глубины. Недостаточно понять, что он переживает, М. настаивает на целостном восприятии,  он сам рассуждает чем есть, чем должен быть и чем будет для него данный текст.
Уже этот фрагмент даёт нам понять, что рефлексия для М. не является только самоанализом. Для него это акт творческий, акт авторский, акт преобразующий.
Время первого соприкосновения. Встреча с чужим миром, вдруг приоткрывает для М. отчуждение от самого себя. «Чего же хочу именно я?» - это вопрос, который застал врасплох, и заставил остановиться и начать осматриваться.
Наступает время идеализации. Отчуждение в этот период приобретает форму зависшего маятника. Всё ещё «чужое», но уже неизбежно движение в сторону «своего».
Время открытий. Следствие идеализации - разочарование. Конфликт - и в результате близость. Ответ на трудный вопрос: почему конфликт рождает близость?
Казалось бы, движение маятника должно было привести к обретению «своего». М. открыто заявил о важности круга, о том, что ему не всё равно. И вдруг новое потрясение – обретая себя, он стал ближе с другим человеком. Вновь необходимо было смотреть на себя «глазами другого» и обретать новый опыт. Впервые М. говорит о важном для него времени.
Время жизни. Эмоциональная насыщенность времени свидетельствует о своеобразном перемирии с самим собой. М. словно растворяется во внешних событиях. Им явно владеют ценности переживания. Он впитывает, и никак не может насытиться. Ощущение, что весь мир принадлежит ему. Причём не идеальный - розовый, а подлинный с трудностями и радостями, страшный и удивительный…
Именно этот фрагмент содержит меньше всего анализа в тексте. События сменяются как узор в калейдоскопе, на рефлексию отведено всего несколько строк.
Весь фрагмент пронизан любовью и благодарностью к тому периоду, когда отчуждение было вытеснено, ему просто не было места в жизни М.  «Время шло быстро…» - М. торопился. Его обычно размеренная скучная жизнь стала наполненной и важной. Вместо отчуждения нахлынула близость, желанная и долгожданная. Детский восторг и детское доверие.
Время создания своего. Преобладают ценности творчества. М. отвечает на призыв жизни активными действиями, строит сам отношения и наполняет жизнь «своими» идеями и делами. Границы и дистанция становятся осязаемыми. Отчуждение в этом смысле становится контролируемым. Переживания становятся своеобразным полигоном для понимания мира и себя. И в первую очередь проверяется отчуждение: его необходимость, его степень, его наличие.
Время обретения настоящей цели - время изменённого пространства, когда мир вокруг тебя меняется, и ты меняешься вместе с ним или подстраиваешься. Время постановки цели время определить всё важное и нужное. Расставить приоритеты.
Направленность на других, которые вне круга, дают возможность группе, с точки зрения М., почувствовать себя частью большого социума, проникнуться заботой о нём. С этого момента ребята стали не просто друзья, у них появилось общее дело, а значит новая ответственность друг перед другом. Это дело было инициировано ими самими, и поэтому имело большое для них значение.
Время важного совместного дела. В жизни почти нет места «чужому». Новое принимается без предварительной критики. Присутствует волнение, страх и даже страдание, но они имеют смысл. Настоящий, понятный М. Смысл открывается всё с большей силой и события уже носят чуть ли не мистический характер. Они становятся предсказуемыми и возможными. Границы М. значительно расширяются, и его взаимодействие с миром становится целесообразным и более спонтанным. М. легче принимает разрушение планов и справляется с необратимостью течения времени. Он осознаёт неизбежность своего одиночества в момент ответственности перед жизнью. Того одиночества, которого нельзя избежать даже среди друзей. С ним можно только встретиться. Благодарить себя в тот момент, когда чувство разочарования, чувство вины, чувство одинокой тоски отделяет тебя от всего мира, да ещё перед кругом, где врать просто невозможно – это подвиг, требующий мужества и мудрости.
Время ответственности и счастья. Время завершений. Самый сложный и ответственный период. В этот период важен вклад каждого. И счастье -  «мы это сделали все вместе».
Время благодарности. Искренность и важность выражения ответных чувств. Ценность жизни, внутренняя сила, щедрость души.
 
Наше исследование показало, что:
1.        Вопрос об отчуждении для М.– это вопрос о границах ответственности. Обретя способность «строить своё пространство», М. научился ориентироваться в социальном поле и открывать смысл своих действий (не обыденное «зачем?», а сверхчеловеческое «ради чего?»).
2.        Динамика степени проявления себя через «моё – чужое» открывает для нас возможность увидеть целый спектр переживания отчуждения и его социальную, психологическую и духовную обусловленность. Мы видим, что динамика зависит не столько от внешних событий, сколько от внутреннего перехода из одной категории ценностей в другую (от ценностей переживания и отношения к ценностям творчества).
3.        Чем в большей степени М. проявляет свою готовность брать ответственность на себя и являть свои ценности миру, тем явственнее мы можем видеть переживание экзистенциального отчуждения, и тем меньше это переживание влияет на ценность жизни М. 
 
Литература.
1. Летуновский В.В. Экзистенциальный анализ. История, теория и методология практики. / Электронный ресурс http://hpsy.ru/public/x1410.htm
2.  Летуновский В.В., Есельсон С.Б. Экзистенциализм в психологии /Экзистенциальные традиции.  №1/ электронный ресурс - http://www.existradi.ru/l-e.html
3. Летуновский В.В.Духовная экзистенция и произведения культуры. Электронный ресурс http://hpsy.ru/public/x027.htm
4.Летуновский В.В. Экзистенциальный анализ. Перспективы применения в психологической практике./ Материалы первой российской конференции по экзистенциальной психологии. / Электронный ресурс - http://existancepsychology.narod.ru/4.htm
5. Франкл В.Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия - СПб: Речь, 2000. – 280 с.
6. Карпунькина Т.Н., Алафировская Н.В. Социотерапевтическое пространство в образовании. /Вестник ТГУ,  март-2005, №286, с.76-84

 
Joomla SEF URLs by Artio
Выберите, пожалуйста, один или несколько разделов информации, которые Вас интересуют:

 

Закрыть окно