Н.В. Алафировская ПРАЗДНИК –КАК СРЕДСТВО ОБРЕТЕНИЯ СВОБОДЫ

 ПРАЗДНИК –КАК СРЕДСТВО ОБРЕТЕНИЯ СВОБОДЫ В УСЛОВИЯХ

УЧРЕЖДЕНИЙ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
Н.В. Алафировская
 
Проблема детского дома одна из самых актуальных на сегодняшний день. По данным криминальной статистики Кемеровской области проблема детей из детских домов и школ-интернатов стоит очень остро. «Дедовщина», побеги, агрессия, алкогольная и наркотическая зависимости – все это является сейчас основными характеристиками детского дома. В наше время детский дом из детского учреждения превращается в тюрьму, где содержатся малолетние преступники. Именно так эти дети воспринимаются окружающими, именно с такой позиции обычно проводится работа с ними. И дети отвечают тем же, как говорится «кого позовешь, тот и откликнется». Но вспомним слова Макаренко «Нет правонарушителей, есть люди, попавшие в трудную ситуацию».   И мы с этим полностью согласны. Ведь это дети, пережившие немало горя и потерь, дети с испуганной потерянной душой, дети, которые стремятся защитить и спрятать то немногое, что у них еще осталось. И вся их агрессия, побеги, зависимости это не что иное, как страх перед существующей реальностью (где только боль и предательство) и стремление к свободе «Я могу что-то сам! Я никому не подвластен».
 
Наш социотерапевтический подход к этим детям состоит в том, что мы стараемся в каждом из них найти что-то хорошее и ценное, на что можно опираться в дальнейшей работе, что помогает разбудить детские души, сформировать личность с конструктивной социальной позицией. И немаловажную роль играет в этом творческое самоопределение, творчество которое идет от души. Творить - значит дарить, быть открытым и искренним, любящим и свободным. Творчество окрыляет и дает силы жить, несмотря на боль, унижение и разочарование, идти вперед с открытым миру сердцем. В то же время, именно творческое самоопределение является на данный момент большой проблемой для этих детей. Им не только трудно делать подарки, трудно даже принимать их (особенно если эти подарки выражаются в словах). Особенно ярко эта трудность проявляется в подростковом возрасте, ведь у них уже сложилось мнение относительно себя «Я - плохой! Моя жизнь ничего не стоит». И показать им, что стоит, что многое в их жизни зависит от них самих – немаловажная задача.
 
В психологии творчества наиболее разработанными являются когнитивистские подходы, рассматривающие его как результат продуктивного мышления, где на первое место выдвигается исследование процесса получения творческого продукта деятельности. Гораздо менее традиционными являются экзистенциальные подходы к творчеству, когда оно представляется в контексте человеческого бытия, как средство самосозидания и самореализации человека, связанное с определенными личностными состояниями или переживаниями. . Посредством творчества "чего-то" человек научается творчеству самого себя, самоактуализации, саморазвитию, становится субъектом своей жизни и судьбы.[1] При этом необходимо обратить внимание, что ценнее то творчество, которое важно сначала для творца, а потом для общества. В ином случае, творя для других, творец иногда теряет себя, теряет многое из того, что ему нравится, что ему дорого. Таким образом, он урезает свою свободу и становится зависимым от общества. В конечном результате может пропасть любовь к своему делу, а любовь самое ценное в творчестве. Она заставляет нас творить, постоянно формирует у нас желание к творчеству, дает нам вдохновение, силы и возможности, постоянно совершенствует нас внутренне и внешне. Любовь должна быть на первом месте везде и всегда, начиная от любви к жизни, заканчивая любовью к самому себе. Любить телом и душой - это самая сильная ориентировка в любом творчестве, да и в жизни тоже. Без нее любое творчество теряет свою ценность. Ее нужно оберегать и приумножать.
 
Это очень нелегкая задача научить детей, потерявших доверие к миру, веру в себя и других, запретивших раз и навсегда себе чувствовать – любить, строить каждый свой новый день с любовью в душе, радоваться солнцу, дождю, улыбке прохожего…
 
 Одним из направлений творческой работы, открывающих душу ребенка, является организация и проведение праздников. С большим энтузиазмом и воодушевлением взялись мы за эту работу. Казалось, что может быть проще, ведь праздники любят все дети. И, конечно же, особых трудностей мы не ждали. Но каково же было наше удивление, когда выяснилось, что дети не просто не испытывают радости при слове «праздник», они его панически боятся. Долго не могли понять почему это происходит. Это «долго» продолжалось до первого выступления, которое поразило еще больше. Дети, которые на репетиции были свободны, открыты, энергичны и счастливы (!), на самом празднике вдруг превратились в зажатых, испуганных, затравленных зверьков, на лице которых не было даже тени улыбки. А после праздника и вовсе начался кошмар, причем очень неожиданно для нас, именно со стороны взрослых: «У этого голоса нет… а тот запнулся три раза…». Теперь стал понятным страх детей, но возникла другая проблема, что с этим делать. Как объяснить взрослым, что праздник это не смотр художественной самодеятельности, а время и место обретения счастья? Давайте попробуем сравнить праздник в домашней обстановке с праздником в детском доме.
 
Во –первых, , дома нет никакого временного ограничения праздника, по крайней мере в минутах. Как может праздник продолжаться 30-40 минут, да еще если при этом кто-то стоит с часами, строго следит за временем и имеет возможность остановить праздник в любой момент времени?
 
Во-вторых, любое проявление инициативы и активность дома всемерно поощряются добрыми словами и поглаживаниями. Нет оценок, все, что делается – хорошо. На домашнем празднике детям не нужно доказывать, что они хорошие, потому что они это знают и так. И все что они делают - делают просто потому, что им этого хочется, для своего удовольствия. В результате - все счастливы. Как вы смогли увидеть выше, в детском доме абсолютно другая ситуация: праздник- это экзамен, и как всякий экзамен он вызывает страх и неуверенность в себе, постоянно приходится думать о том, как посмотрят на тебя другие, понравится ли то, что ты делаешь.
 
В данном контексте работу пришлось проводить не только, и не столько, с детьми, но и со взрослыми. Объяснять им в чем смысл праздника, как важно для детей признание того, что они что-то могут. Пусть сегодня они разволновались и где-то запнулись, но если их поддержать и принять в этот момент, то завтра они будут чувствовать себя более уверенно, т.к. не будут бояться обвинений со стороны взрослых. Нельзя сказать, что отношение взрослых изменилось на сто процентов, но они стали более мягкими и тактичными по отношению к детям. И ответ детей на это изменение не заставил себя долго ждать: дети стали ждать праздников, сами просятся на сцену, стали более уверены на выступлениях, к участию в праздниках подключается всё больше и больше детей, которые раньше даже слышать об этом ничего не хотели. Как дороги для нас были гордые ответы на вопрос: «Что тебе больше всего понравилось сегодня на празднике?» - «Мне понравилось больше всего, как Я пел!». Наконец-то оно появилось - это долгожданное Я.
 
Наступил момент следующего этапа работы - научить их творить. Придумывать самим свои праздники. С большой радостью встретили дети сообщение о том, что мы будем ставить сказку «Снежная королева», но как быстро сменилась эта радость недоумением и растерянностью, когда им было сказано, что сценария нет, есть только примерный сюжет, а все слова, образ героев, их конкретные действия они должны придумать сами. Потом эта растерянность перешла в возмущение и агрессию, но мы были непреклонны. У детей был выбор: либо они придумывают всё сами, либо сказки не будет. Они выбрали первое. Приходили по очереди, каждый со своей сценой, придумывали, складывали мозаику из маленьких кусочков. Наконец, спектакль готов, даже не спектакль, а маленький мюзикл с песнями и танцами. И вот выступление позади, нельзя сказать, что всё прошло идеально, были конечно же шероховатости, но более счастливых глаз после выступлений мы не видели до этого никогда. Это был их «ребенок», которого они подарили миру. В этот момент мы ещё раз убедились в правильности фразы: «истинное творчество окрыляет». Они бежали к нам, как на крыльях, они были счастливы и свободны.
 
А потом был следующий проект – проект городского уровня. Мы с детьми занимались доработкой и постановкой антинаркотического музыкального спектакля «Ты и только Ты» (автор Нина Акимова). Спектакль о силе любви, о том, что она может победить всё: страх, боль, наркотики…В данном проекте участвовали не только дети из детского дома, но также и городские дети. Первой реакцией детей было полное отторжение текста, желание переделать абсолютно всё, оставив лишь песни. «Сейчас так не разговаривают. Кто вообще писал этот текст?» - кричали они на первых занятиях. Но постепенно, текст стал близким и родным, его лишь немного дополнили, создали несколько новых сцен. Все дети знали сценарий (около 20 страниц текста) практически наизусть. И в течение очень долгого времени общались между собой фразами из сценария. Они жили им. А потом началась работа над костюмами, долгие дебаты по поводу того, как должны выглядеть герои, затем – бессонные ночи, шили эти придуманные костюмы. Самое главное, никто не жаловался, все делали работу с удовольствием. И наконец заключительный этап: распределение ролей, последние репетиции и премьера. Что было самым удивительным, так это то, что дети хотели сыграть разные роли, хотели побыть каждым героем. Единственный выход, который мы нашли на тот момент – играть спектакль разными составами несколько раз. Дети были счастливы. Каждый спектакль был для них своеобразной премьерой, а как они заботились друг о друге, как поддерживали. И каждый спектакль был новым не смотря на то, что сохранялись тексты, изменялось другое: эмоциональная окраска, мимика, жесты, паузы – ведь каждый из детей играл одного и того же героя немного по-своему. В этом спектакле каждая роль была главной, от того как будет сыграна даже самая маленькая роль зависело настроение в зале, а следовательно и результат просмотра. Увидят ли люди главное, смогут ли понять? На спектакле многие плакали -значит задело, значит смогли донести. А одна женщина сказала о нём: «Суметь так рассказать о любви! Я во время спектакля задала себе вопрос- а умеем ли мы, все здесь сидящие, любить?». Да, это очень трудно – любить, но в тоже время ничто не может нас сделать более счастливыми, чем жизнь и работа с любовью.
 
Участие в театральной деятельности способствовало исцелению подростков от неврозов, у них повысилось самоуважение, вследствие успеха в реальной деятельности. Они научились работать в команде, брать на себя ответственность, заботиться друг о друге, доносить свои чувства до других. Дети стали более уверенными в себе, у них появился опыт создания своего дела с любовью. Кроме того, важнейшим фактором развития являлось расширение сферы интересов, получение ярких положительных впечатлений. Следовательно, организация творчески познавательного пространства способствовала развитию интегративных процессов в личностном развитии подростков.[4]
Случаев «целебного воздействия» на детей сценической деятельности можно привести очень много. Чего только стоит изменение непоседливых, агрессивных мальчишек после участия в КВН, да уж, воистину КВН игра для двоечников и нарушителей, это их шанс показать свои качества в социально-приемлемом свете.
 
Но особенно, хочется рассказать об одной девочке. Еще в начале года эту девочку относили к разряду «трудных детей», она сбегала из интерната, не ходила на занятия, была агрессивно настроена по отношению к взрослым, в интернате ее считали наглой и безответственной. К нам она пришла, что называется «за компанию» с подругой. Это была очень симпатичная девушка 14 лет, которая была несколько зажата, часто истерически, очень громко смеялась и всеми средствами защищалась от телесного контакта, она очень боялась любого вида близости. Все попытки установить доверительные отношения в первые месяцы ничем не оборачивались, она изредка приходила, из любопытства, потом снова надолго пропадала, на все вопросы чаще всего отвечала смехом и убегала. Но почему-то, с первого дня я чувствовала к ней какое-то особое тепло, меня немного пугала такая её напряженность, но в то же время очень хотелось растопить этот лёд в душе. И когда пришла идея сказки «Снежная королева», то лучшей кандидатуры на роль Снежной королевы, чем она и быть не могло. Ведь в конце сказки, осуществлялась моя мечта относительно неё: лёд в сердце Снежной королевы таял и она превращалась в добрую, прекрасную, цветущую. Я думала, что она откажется, но она согласилась на удивление очень быстро. Потом меня ожидал еще один сюрприз от «безответственной» девушки. С репетициями, да и самой премьерой сказки были постоянные накладки, их приходилось часто переносить, делать все урывками, и в этот момент никто не был столь пунктуальным и предупредительным как она. А после сказки случилась та самая долгожданная близость, «Снежная королева» оттаяла и в жизни тоже. Она стала приходить ко мне в кабинет, иногда даже просто так, посидеть рядом, начала делиться своими радостями и проблемами, стала более открытой к общению с другими, и её смех стал более нежным. А еще через несколько недель она попросила сделать ей массаж.
 
Когда мы начали работу над спектаклем «Ты и только Ты», она выбрала себе роль сразу окончательно и бесповоротно, это была роль главной героини Любы. Ей предстояло пережить несколько важных моментов: влюбленность, отречение, раскаяние, счастье быть с любимым. Это была очень сложная работа для неё. Но то как она боролась за эту роль и её вокальные данные говорили о том, что она справится. Она очень рьяно взялась за роль, но неожиданно пропала, перестала ходить на репетиции, при этом всегда находила вроде бы уважительные причины для этого. На вопрос будет ли играть Любу, всегда отвечала утвердительно, но ничего не делала. Спектакль не мог терпеть пустоту и на роль Любы, конечно же, нашлись новые претендентки, тогда же родилась идея о нескольких составах. До выезда, на котором большая часть времени была отведена работе над спектаклем, она так и не появилась, поэтому все новости узнавала уже на самом выезде. Узнав о существовании нескольких претенденток на роль Любы, она демонстративно заявила: «Ну, я тогда вообще играть не буду!». Её спросили: «Что ты сейчас делаешь?» «Психую!» - ответила она и улыбнулась. Весь выезд она очень старалась на репетициях, обещала не пропускать больше ни одной, очень хотела сыграть на премьере. Но после приезда все вернулось на свои места, она снова не ходила на репетиции, мы оттягивали момент распределения ролей на премьеру до последнего, она так и не появлялась. Эту роль взяла другая девочка, для которой она за это время тоже стала очень важна. Она пришла накануне премьеры, готовая завтра выйти на сцену, хотя текст знала не очень хорошо. Но все решили однозначно – премьеру будет играть другая. Она ушла, заявив, что играть больше не будет ни в одном спектакле и даже не пришла на премьеру. Мы понимали важность этой роли для неё и решили дать ей эту роль на втором спектакле, несмотря на то, что и там была уже претендентка. Ей сообщили об этом за день до спектакля, она недоуменно смотрела на нас, в ней боролись два желания: с одной стороны, она очень сильно мечтала сыграть эту роль, с другой стороны – она ведь обиделась на нас и сказала, что не будет больше играть. Она ушла ничего не ответив, хотела подумать. Мы до последнего момента не знали, придет она или нет, и кто же всё-таки будет Любой. Она пришла, вошла очень робко, боясь, что её здесь все ненавидят, но все приняли её очень тепло. Спектакль прошел хорошо, несмотря на то, что главные герои иногда забывали слова и импровизировали по ходу.
 
После спектакля ее глаза светились любовью и благодарностью. А вот, что она написала в своей экзаменационной работе: «Может быть, всё бы было по-другому, если бы я не стала ходить на занятия, ездить на выезды. Моя жизнь изменилась, может не совсем в корне, но все равно изменилась. Она наполнилась смыслом чего-то добиться, что-то делать, изменять, творить и просто захотелось жить… Моя прибыль велика, я так думаю, потому что я обрела много новых друзей, которые меня готовы принимать такой, какая я есть, поддерживать и любить меня. Еще я научилась понимать, сдерживаться и решать свои проблемы самостоятельно, без помощи других….И самое главное, что со мной случилось в ШСУ, это был спектакль «Ты и только Ты». Я очень хотела сыграть в нем роль Любы и моя мечта сбылась. Я не знаю, сыграла ли я бы так, как я тогда сыграла, если бы меня не поддержали очень близкие мне люди».
 
Она изменилась: стала более мягкой, более чувствительной, научилась прощать и принимать, дарить и верить.
 
«У тебя в сердце есть песня, которую ты можешь пропеть, и танец, который ты можешь станцевать, но этот танец невидим, и песня неуловима – даже ты ее еще не слышал. Они скрыты глубоко внутри, в святая святых твоего существа; их нужно вынести на поверхность, их нужно выразить. Именно это подразумевается под «актуализацией себя». В мире не рождается ни одного человека, который не обладал бы определенной способностью, которая может сделать его гордым, который не нес бы в недрах себя некую способность произвести, дать рождение чему-то новому и красивому, сделать существование богаче. Нет ни единого человека, который пришел бы в мир пустым.» - говорил Раджниш Ошо.
 
Дети из детских домов тоже не пусты, только мало кто верит в их наполненность. А это очень важно заметить и показать им самим, чтобы они почувствовали свою значимость и нужность в этом мире.
 
Литература
  1. Горностай П.П. Личность и время: Творчество как переживание // http://HPSY.RU / / / public., с. 11.
  2. Макаренко А.П О воспитании.М.: Издательство политической литературы, 1988. С.256
  3. Макаренко А.П. Педагогическая поэма. Кемеровское книжное издательство, 1986. С.590
  4. Яцута Е.И.  Феноменологическое исследование моделей «пространства понимания» как условия развития самодетерминации личности в подростковом возрасте // http:// HPSY.RU / / / public,  с.10.

 
Joomla SEF URLs by Artio
Выберите, пожалуйста, один или несколько разделов информации, которые Вас интересуют:

 

Закрыть окно