Риски раннего интеллектуального развития

РИСКИ РАННЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Примерно год назад ко мне на консультацию привели мальчика 8 лет. Главная жалоба мамы – его агрессивность по отношению к сверстникам.   Почти месяц я наблюдала его индивидуально и в детской группе. Уровень тревожности был в норме, речь, двигательные функции соответствовали возрасту. Однако он легко терял над собой контроль и почти беспричинно мог жестоко бить сверстников. В то же время, он был заботлив и даже нежен.

Дети относились к нему настороженно, так как не знали, чего от него ждать в следующий момент.

Из разговора с мамой я выяснила, что с раннего возраста родители придавали большое значение интеллектуальному развитию ребёнка, решали с ним логические задачи, в три года он уже читал и считал.

В то же время творческую деятельность, эмоциональное развитие, общение со сверстниками родители считали не важными.

К 8 годам у ребёнка стали проявляться всплески немотивированной агрессии. Он спонтанно «выключал» контроль. И чем больше взрослые предлагали ему следить за собой, взвешивать свои действия и слова, держать себя в руках, тем меньше это ему помогало, и эти всплески стали проявляться чаще и чаще.

А дело всё в том, что подобное воспитание приводит к подавлению развития одного из полушарий головного мозга. Известно, что левое полушарие отвечает за аналитическое, конкретное, логическое мышление, за формирование убеждений, за речь. А правое полушарие отвечает за творчество, интуицию, пространственное восприятие, за целостное восприятие мира. Когда родители отдают предпочтение развитию только одного из полушарий, постепенно происходит дисбаланс и возникает напряжение, которое, накапливаясь, ищет выхода. По моим наблюдениям, всплески происходили чаще всего тогда, когда ситуацию трудно просчитать логически. Тогда левое полушарие не справляется, а на правое полагаться сознанию ребёнка запретили. Поэтому-то и выключается контроль, организм попросту защищается от перегрузки.

В 7 лет ребёнок осознаёт себя в новом социальном статусе, пробует сопоставить свои действия и поступки с другими сверстниками, и если в его дошкольном опыте он опирался на оценку значимых взрослых, то сейчас представление о самом себе возможно только с опорой на собственный опыт. А это требует образного восприятия, живой целостной картинки, а не абстрактного схематичного взгляда. Образное мышление – это целая эпоха в развитии ребёнка, и перепрыгивать через неё – нарушать природный, естественный порядок развития.

Чтобы не было перекосов, нужно с раннего детства предлагать ребёнку разную деятельность, причём логическое мышление, произвольность внимания формируется полностью только к 12 годам, одновременно с формированием лобных долей головного мозга. А в детстве, до 7 лет, нужно больше фантазировать, лепить, рисовать, слушать, сочинять, проигрывать сказки, петь, танцевать, путешествовать, разглядывать букашек, наблюдать, ставить разные опыты – то есть живо, активно, реально познавать и преобразовывать мир.

 

Татьяна Карпунькина

 
Выберите, пожалуйста, один или несколько разделов информации, которые Вас интересуют:
I agree with the Я согласен(-на) с условиями Политики конфиденциальности

 

Закрыть окно