Зачем нужно играть?

Однажды мне довелось наблюдать за игрой двух девочек. Они играли в гараж. Причём одна из них была водителем, а вторая… дверью из гаража. У первой была полная свобода действий. Она сама проявляла инициативу, выбирала маршрут и главное, руководила «дверью», которая могла двигаться только тогда, когда водитель нажимал кнопку. Когда девочка-водитель, разогнавшись налетела на дверь, и пробовала обвинить вторую девочку в том, что она стоит на её пути, девочка выполняющая роль двери спокойно возразила: ты меня открыла! Я не могу быть виноватой.
Удивительным в этой игре было даже не то, что девочки играли в условно мальчиковую игру, а то какие неравноправные роли были выбраны.
Мне довелось увидеть общение мамы с девочкой-дверью. Догадываетесь каким оно было?

- Почему ты здесь стоишь? Встань правее. Поправь платье. Я опять из-за тебя опоздаю. – эти реплики мамы прозвучали сплошным потоком, не дожидаясь ответа девочки. При этом мама сама передвигала девочку и поправляла платье.

И чем отличается эта картинка от игры? Только тем, что роль водителя играла теперь мама, а девочка по-прежнему была дверью.
Могу предположить, что спустя пару лет, мама схватится за голову откуда у неё такая дочь, но пока она просто не видит, что творит.
Игра – самое лучшее средство диагностики развития малыша. Если ваш ребёнок в возрасте от трёх до шести лет стал уже достаточно взрослым, чтобы перестать играть, особенно со сверстниками, имейте в виду, у вас есть серьёзный повод для беспокойства.
Во-первых, быстрое взросление предполагает преждевременное развитие логики и абстрактного мышления в ущерб развитию восприятия и воображения. Во-вторых, игнорирование игрового общения со сверстниками, чаще всего сигналит либо о наличии проблем в сфере общения, либо о негативном отношении родителей к детским шалостям и излишним запретам.
Игровое общение – это всё равно, что автодром для начинающих водителей. Здесь отрабатываются навыки договариваться, предвидеть ситуацию, избегать опасных для здоровья и жизни столкновений.

Даже если вам кажется, что ваш ребёнок вполне коммуникабельный и рассудительный малый, имейте в виду, что общение требует постоянной тренировки. И говорить про общение это совсем не то, что общаться.
Таким образом, игра – это не каприз и не прихоть ребёнка в возрасте от 3 до 6 лет, а самая насущная необходимость и показатель нормального развития.

Теперь поговорим о видах игр, и какие именно потребности удовлетворяются в игре.
Если вам доводилось читать замечательную книгу К.И. Чуковского «От трёх до пяти», то вы знаете, что дошкольный возраст уникален по впитыванию разного рода информации. Любопытство – главная черта здорового дошкольника, но в отличие от более раннего возраста у него уже можно наблюдать проявление интереса, то есть он начинает предпочитать какие-то темы, выделять предметы, которые ему особенно интересны. Очень важно помнить, что плохих тем нет. Спрашивая вас, ребёнок не ждёт оценки вопроса, или ещё хуже – его самого. Он учится ориентироваться в мире. Ваше негативное отношение или излишнее смущение при вопросах типа «откуда берутся дети?», может привести к появлению чувства вины и погашению инициативности. Каким бы грубым или глупым не показался вам вопрос – помните, что наказывать за интерес нельзя. Возникшее чувство вины приводит к потере способности проявлять инициативу, ставить цель и достигать её.

Точно также нет и плохих игр. Я была свидетелем сцены, когда мамы сгорая от стыда, жестко ругали своих дочерей за то, что они играли в роды. Понятно, что это зрелище не для слабонервных, потому что девочки очень подлинно имитировали процесс рождения ребёнка, но наказание в такой ситуации не выход, тем более публичное. Чувство вины плохой спутник и очень жесткий ограничитель. Если ребёнок своей игрой больно цепляет вас за этические нормы, поищите способ переключить игру в более безопасное русло. Причём именно не прекратить игру, а развернуть в приемлемый для вас сюжет. Идеальный вариант, если вы сами включитесь на какой-то период в игру. Важно, чтобы дети позволили вам включиться. Поэтому сначала присоединитесь к ним, поспрашивайте, что именно они делают, и только потом предлагайте свои изменения в игру.
Пример, который я привела, описывал сюжетно-ролевую игру, когда дети имитируют мир взрослых.

Ещё один вид игр, очень важный в дошкольном возрасте – это познавательные игры. Любое обучение в дошкольном возрасте должно проводиться в форме игры. А игра – это то, что доставляет удовольствие. Поэтому главное условие, при котором вы можете учить малыша читать, или считать с пользой для него – это получение удовольствия вами обоими, уважаемые взрослые. Причём не от результатов (типа, каким умным становиться мой ребёнок, как он много знает), а от самого процесса. То есть вам должно нравиться пять раз прыгать, рисовать букву о с бантиком и разговаривать с машинками. Если всё это для вас – ерунда, доверьте лучше вопрос обучения ребёнка специалистам, потому что если вам удастся внушить своему чаду, что учёба это великий труд, и он обязан вам за потраченное время своими успехами – уже к концу начальной школы вы будете ненавидеть учителей, задающих домашние задания, особенно творческого характера.

Если подытожить сказанное, то можно выделить главное:
В дошкольном возрасте формируется способность ставить и достигать цели. И задача взрослых поощрять инициативность ребёнка и избегать ситуаций возникновения, а особенно «застревания» в чувстве вины.
Важно не осуждать, а переориентировать социально неприемлемое поведение ребёнка.
Ведущий вид деятельности в этом возрасте – игра. Поэтому чем больше совместных игр вы придумаете, например, в великанов, убирающих постель или в гномиков, прячущих свои игрушки на ночь в коробку, чтобы за ночь они пошептались и придумали новую игру, тем более радостной будет жизнь малыша и тем легче он будет воспринимать трудности и неприятные обязанности в последующем. Поощряйте фантазию ребёнка, его игры и интересы.

Помните, что в начале нужно научить ребёнка точно воспринимать мир, а только потом устанавливать причинно-следственные связи. Развивайте внимание, память и как можно больше предлагайте манипуляций руками – вырезание, лепка, рисование (не только фломастерами, но обязательно и карандашами, и красками). Развитие моторики рук ребёнка – это не только окрепшие мышцы для обучения письму в школе, а прежде всего стимуляция развития мозговых центров, особенно речи и логического мышления. Именно поэтому не торопитесь загадывать ему логические загадки. Это только создаст иллюзию его развития, но в последующем обязательно проявятся проблемы в обучении письму, геометрии, физике.
Однажды, ко мне привели малыша в возрасте пяти лет. Он бегло читал, складывал в пределах сотни, знал кучу стихов наизусть. Родители хотели в шесть лет отдать его сразу во второй класс и привели его, чтобы я подсказала в какой области нужно ещё с ним позаниматься, чтобы он успешно учился. Родители явно гордились своим чадом и были готовы зачислить его в разряд гениев.
Каково же было их разочарование, когда я, пообщавшись с ребёнком, сделала вывод об его отставании в развитии даже от сверстников, и не могло идти речи вообще о поступлении в школу, а не только во второй класс.

Неразвитая моторика рук, очень бедное воображение, условно-взрослое восприятие мира – это лишь очень краткий перечень проблем, которые были обнаружены только в познавательной сфере. А самое главное, это коммуникативные трудности.
«Он очень умный, поэтому ему не интересно со сверстниками. Он предпочитает читать или заниматься с компьютером» - заявила мама.
Уважаемые родители, дети не общаются со сверстниками не из-за того, что им ум мешает, а по другим причинам. И эти причины необходимо выявлять своевременно.
История, о которой я рассказываю, имела не очень радостное продолжение. Родители всё-таки отдали малыша в школу, правда, в первый класс, а к концу первого класса малыш попал в больницу с нервным истощением. После этого он ещё два года восстанавливался и ходил в группу коммуникативной коррекции.
Поэтому, пожалуйста, помните, что умение читать и писать – это не показатель готовности к школе. Моя дочь, например, читает с двух с половиной лет. При правильном подходе этому легко научить, но далеко недостаточно.

Татьяна Карпунькина

Joomla SEF URLs by Artio
Выберите, пожалуйста, один или несколько разделов информации, которые Вас интересуют:

 

Закрыть окно