Н.В. Алафировская (2011г) ПРОБЛЕМА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ВАКУУМА У ПОДРОСТКОВ

ПРОБЛЕМА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ВАКУУМА У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

Н.В. Алафировская

Целью данной статьи является описание такого психологического феномена, как экзистенциальный вакуум, возникающий у воспитанников учреждений интернатного типа и переживаемый ими в период становления их личностной и социальной идентичности. Тема особых специфических условий детского дома и их влияния на развитие его воспитанников как личностей в нашей психологической литературе обсуждалась не однократно. Ей посвящено немало книг и статей. Однако большей частью авторы этих работ (Мухина В.С., Дубровина И.В., Некрасова Е.В., Матвейчик З. и др.) сосредоточивают свое внимание на специфике общения детей между собой и со взрослыми, на том, как именно особенности общения в условиях детского дома влияют на личностное развитие его воспитанников, как условия детского дома влияют на интеллектуальные способности детей, а также рассматривают различные формы девиантного поведения этих детей. То есть описывается то, что по сути своей, находится на поверхности, и в большинстве своем является следствием. Мы же попытаемся осветить данную проблему более глубоко, с точки зрения переживаний ребенка, смыслов и ценностей, понять опыт становления человеческого в человеке, становления идентичности.

Как отмечал Франкл в отношении проблемы психогигиены, высших ценностей человеческой жизни и, прежде всего, смысла жизни, переживание человеком становления его бытия в мире связано с проблемой экзистенциального вакуума и экзистенциальной фрустрации. В экзистенциальном вакууме оказывается человек, запутавшийся в своих ценностных ориентациях или не нашедший их, экзистенциальная фрустрация связана с ситуацией неудовлетворенности потребности в смысле жизни [1]. Франкл использует термин экзистенциальный вакуум для описания состояния внутренней пустоты своих пациентов, которые страдают от ощущения тщетности и бессмысленности своего состояния.

"Это состояние особенно распространено в наши дни", -говорит Франкл.- " Традиционные и устоявшиеся ценности быстро разрушаются, и не только молодым, но и умудренным жизнью людям часто не ясно, для чего жить, к чему стремиться, чего хотеть. Экзистенциальный вакуум, связанный с потерей смыслообразующих ценностей, с недостатком смысла жизни, имеет значительное отрицательное влияние на качество социализации личности и часто ведет к развитию ноогенных неврозов" [1]. Постоянным спутником и формой проявления экзистенциального вакуума являются скука, отчуждение, неаутентичность. Что в наше время является более серьезной проблемой, чем многообразные формы нужды. Это объясняется тем, что нужда толкает человека к действию, активности по ее преодолению, скука же и неаутентичность часто приводят к бегству от реальности: пьянству, наркомании, к медленному или быстрому суициду, к асоциальному, отклоняющемуся поведению. Франкл говорил о том, что наличие экзистенциального вакуума приводит к невротизации нашего общества. Воздействие экзистенциального вакуума не ограничивается только чувством бессмысленности и ноогенными неврозами. Его воздействие также проявляется в массовой невротической триаде: депрессии, наркомании и агрессии. Это приводит к увеличению количества самоубийств среди молодого поколения, а также росту преступности, сексомании, алкоголизма и наркомании. Причину всех этих явлений Франкл видит в распространяющейся экзистенциальной фрустрации. В экзистенциальном вакууме на почве пустоты и бессмысленности человеком чаще всего начинают управлять сексуальные потребности и агрессия. А люди, не видящие никаких дальнейших перспектив и смысла в своей жизни, начинают отравлять свою жизнь наркотиками и алкоголем. [2]

Итак, потеря ценностей, смысла жизни ведет к уходу от действительности в разных формах девиантного поведения. Но также известно, что для обретения смысла жизни необходимо найти в ней человеческие ценности. Для поиска смысла согласно В. Франклу, существует три пути:

  1. Творческая деятельность
  2. Ценности сопереживания (эмоционально- значимые переживания воспринимаются полными смысла сами по себе)
  3. Установочные ценности (Отношение к рождению, смерти, любви, страху, успеху, здоровью определяют, постигните ли вы смысл и каким образом. Если вы страдаете от бессмысленности, иногда достаточно лишь изменить установку, "сдвинуть парадигму", чтобы преодолеть возникший кризис.) [3 ]

Воспитанники детских домов - дети, все без исключения, пережившие и продолжающие переживать психологическую травму. Психологическая травма, как ее определил Поздняков В.А. - реактивное психическое образование (реакция на значимые для данного человека события), вызывающее длительные эмоциональные переживания и имеющее длительное психологическое воздействие. Причиной травмы может стать любое значимое для человека событие: обман, предательство, разочарование, несправедливость, насилие, смерть близкого человека, переживания потери, любой кризис, болезнь. [ 4]

Как известно, подростковый возраст считается самым опасным в любой ситуации: как у подростков, воспитывающихся в семье, так и воспитывающихся в учреждениях интернатного типа . В этот период дети начинают проверять мир и самих себя на прочность, они начинают устанавливать жесткие границы, и редко кто удостаивается права быть допущенным в их внутренний мир. Они активно, а порою даже агрессивно, отрицают ценности и устои современного мира, создавая взамен свои. И именно в этот период для них особенно важно принятие и понимание со стороны близких людей, любовь и тепло. Особенно остро этот возрастной кризис переживается в условиях детского дома. Ведь здесь подросток редко может встретить по-настоящему близкого для себя человека. В детском доме на подростке просто ставится крест "Да, он такой, и с этим ничего не поделаешь - гены!". Ему не дают права на изменения, в возможность изменений никто не верит. Взрослым, работающим в детских домах, удобно считать подростка плохим навсегда, не поддающимся перевоспитанию, ведь в этом случае взрослые ни за что не отвечают, они же предупреждали, что толку от этого ребенка не будет. В этих условиях, у подростка просто не остается выбора, единственный путь после психологической травмы для него в экзистенциальный вакуум: внутреннюю пустоту от потери привычного мира, потерю себя, своего "Я", смысла жить. В дальнейшем, все происходящее с ними дети начинают воспринимать как неизбежность, они считают, что не властны над своей судьбой и ничего не могут в ней изменить. И если более младшие дети, принимая эту данность, в большинстве своем, стремятся быть лучше, активнее, проявляют себя творчески, живут надеждой, что может быть их заметят и полюбят, и может быть у них появится семья…. то со старшими детьми, достигшими подросткового возраста, всё обстоит значительно сложнее. У них формируется мнение, что раз ничего нельзя изменить, то и хуже уже быть не может. Тогда они вступают на преступную дорожку: агрессируют, воруют, нарушают общепринятые нормы. Они уже не верят в сказки о появлении у них родителей, что они кому-то нужны. С каждым днем вакуум внутри них становится всё больше и больше, а поскольку это очень давит и угнетает, то подростки стремятся его заполнить. И если дети младшего возраста заполняют его творчеством и мечтами, то старшие заполняют другим: ненавистью, злобой, алкоголем, наркотиками, т.е фактически стремятся уйти от реального мира, где всё - равно нет и не будет ничего хорошего, что является одной из форм суицида. Ощущение внутренней пустоты порождает равнодушие по отношению к своему настоящему и будущему. Им всё - равно куда они пойдут учиться: идут туда, куда взрослые отправят, лишь бы сильно не напрягаться. Вся их жизнь представляет собой стремление идти по легкому пути. "А зачем что-то делать? Всё равно этого никто не оценит. Да и ничего не измениться, только заморочки лишние", - говорят они. И при этой своей позиции подростки часто жалуются на скуку. "У нас тут делать нечего", "скучно как-то." - очень часто звучащие фразы. А когда их пытаешься развернуть на то, что многое зависит от них, от их инициативы, реагируют однозначно: "Зачем? Ничего я делать не буду".

Еще один аспект переживания экзистенциального вакуума - чувство одиночества, ощущения своей ненужности и непонимания со стороны окружающих. Да, как это не парадоксально, но при постоянном контакте с другими, при постоянном общении, подростки ощущают себя одинокими. Их общение носит поверхностный характер и не затрагивает личных переживаний, внутреннего мира. В детском доме нет такого понятия, как теплые доверительные отношения, подростки предпочитают все держать внутри себя, ведь поделиться с кем-то своими переживаниями - значит проявить свою слабость, а этого допустить нельзя - если хочешь выжить в детском доме, то ты обязан быть сильным и независимым.

Подростки запрещают себе чувствовать любовь, близость, привязанность. Они стремятся отдалиться от происходящего, все воспринимают с иронией и недоверием. "Зачем привязываться, если всё равно придется расстаться?". Неадекватная реакция на внешний мир, вытеснение собственных чувств оборачивается для подростка отчуждением от самого себя, утратой чувства "Я" и ведет его к бессилию, неуверенности, внутренней пустоте, отсутствию смысла. Таким образом, мы опять возвращаемся к тому же экзистенциальному вакууму, т.е. запрет на чувства является еще одной причиной экзистенциального вакуума.

Летуновский В.В., анализируя Франкла, пишет о таком явлении как коллективные неврозы, которые также являются выражением экзистенциального вакуума. Для коллективных неврозов характерны следующие симптомы:

  1. Установка на временность бытия. Привычка жить одним днем.
  2. Фаталистическая установка по отношению к жизни, т.е. вера в разного рода роковые для их судьбы силы.
  3. Коллективистское мышление, которое проявляется в отказе брать на себя ответственность за реализацию себя как личности. Стремление раствориться в толпе, подчиниться массе. Неспособность видеть личность в себе и в других людях.
  4. Фанатизм. Фанатик в отличие от "коллективиста" отрицает не свою личность, а личности других. Чужого мнения для него не существует. Он игнорирует мнения и взгляды других. [2]

Все симптомы коллективного невроза очень явственно проявляют себя в условиях детского дома.

Во-первых, подростки не строят планов на будущее, живут сегодняшним днем. Даже на вопрос: "Ваши планы на ближайший год?" они отвечают с большим трудом, а чаще всего ограничиваются простым "не знаю…", "как жизнь повернет". Зато они заявляют, что через десять лет будут богатыми директорами, бизнесменами. А в данный момент жизни для достижения этой фантастической цели делать ничего не хотят. "Нужно главное вытерпеть, выжить сейчас…". " Сейчас я потерплю весь этот ужас, а потом буду директором завода…"

Во-вторых, фаталистическая установка по отношению к жизни. О ней мы уже упоминали выше, т.е. это ориентация на то, что в жизни от них самих ничего не зависит, нежелание что-то делать для изменения сложившейся ситуации, апатия по отношению к будущему. Все предопределено. "Такая уж несчастливая судьба мне выпала".

В-третьих, коллективистское мышление, отказ от ответственности. В детском доме существует тенденция подстраивания под других воспитанников, необходимость быть таким как все. Это часто для них единственный способ выживания. Ведь детский дом является одним из мест, где существует жесткая иерархия, и для своей собственной безопасности лучше ее не нарушать. Кто несет ответственность за этих подростков, за их действия, часто разрушительные? Конечно же, воспитатели и государство. Даже мысли не возникает у них о том, что за свои слова и действия они отвечают сами. Здесь также следует отметить еще одну тенденцию: у воспитанников детских домов сложилась однозначная позиция "я- плохой, ты-плохой", и живут они с ориентацией на то, что весь мир вокруг плохой, и ничего хорошего ждать от него не следует. "Я не на что не способен", "У меня это никогда не получится", "Даже пробовать не буду!" - наиболее частые выражения подростков, отражающие суть этой проблемы.

В-четвертых, упрямство, нежелание слушать и видеть других, правильной считается только своя точка зрения. Протест и сопротивление, даже если этим причиняется боль другому. "Наступание" на границы других, желание уничтожить, унизить соперника.

Проиллюстрируем вышесказанное случаем, в котором ярко видны все проявления экзистенциального вакуума.

Девочка рано потеряла маму, она умерла, когда ей было шесть лет. Отца, как это часто бывает у воспитанников детских домов, у нее "никогда не было". После смерти матери ее к себе взяла бабушка. Бабушка воспитывала ее до 14 лет, а в тот момент, когда девочка вступила в этот самый "опасный" подростковый возраст, бабушка от нее отказалась, сославшись на то, что они с девочкой не могут найти общего языка. Девочка попала в детский дом, где поначалу даже весело смеялась и была очень активна, но эта беззаботность и наигранная веселость длилась недолго (только в течение лета, когда она отдыхала в лагере). Пришел сентябрь, и необходимо было начинать новую жизнь - жизнь в детском доме, по его нормам и законам. Теперь часто можно было увидеть ее грустной, стоящей возле окна и смотрящей куда-то вдаль, порою со слезами на глазах. Стала прогуливать уроки ( а до попадания в детский дом она была хорошисткой), начала курить.

Сначала она отказывалась от моих предложений - поговорить. Но я продолжала заботиться о ней, интересовалась как у нее дела, как она себя чувствует. И однажды она не вытерпела, расплакалась навзрыд, а потом состоялся разговор, в котором она поделилась со мной своей болью. "Я больше не могу так жить. - говорила она, - Зачем бабушка меня сюда отдала? Да, я часто поздно приходила домой и огрызалась с ней иногда , друзей домой приводила и музыку громко слушали, а ей не нравилось… Да если б я знала, что всё так обернется вообще бы дома сидела тихо, была бы паинькой. Почему ничего не вернуть? Почему я такая несчастливая? Как здесь можно жить? Тут все такие злые и жестокие. Если я отказываюсь делать то, что от меня требуют, то меня так унижают, обзывают всяко. Я уже просто не выдерживаю. Вчера мне прабабушка дала банку варенья, а у меня ее забрали, я даже сама не попробовала. Нет, мне не жалко варенья, просто сама ситуация меня убивает. Разве ж это люди?" И курить она начала, чтобы не выделяться, а потом поняла, что это даже успокаивает. Подруг нет, даже поговорить не с кем. А на уроках здесь не интересно, и вообще делать ничего не хочется - только что убежать куда-нибудь подальше...

Она говорила долго, казалось, поток ее боли и обиды не иссякнет никогда.. С этого разговора началась наша работа с ней.
Анализ данного случая в отношении экзистенциального вакуума показывает, что у этой девочки наблюдались следующие его проявления:

  • Психологическая травма. Причем в данном случае эта травма проявилась дважды, первый момент- смерть матери (о которой девочка вспоминает с большим теплом), второй- предательство бабушки. Как это не парадоксально, но случаи, когда родственники берут детей на воспитание, а в подростковом возрасте отдают в детский дом из-за невозможности справиться, найти общий язык, не так уж и редки. Предпочитают легкий способ решения проблемы. Продолжение этой травмы случилось и в детском доме, когда она попала в совершенно чужую ей обстановку. Именно здесь уже пришло осознание того, что ее предали, и от этого становилось очень больно.
  • Одиночество - самое страшное, с чем она столкнулась. Её никто не понимал, да и не принимал. Не было подруг, не с кем было поделиться своей болью. Кругом ее преследовали лишь насмешки.
  • Страх перед близостью. Долгое время она не хотела довериться мне, поделиться своими переживаниями, не знала как ко мне относиться- кто я для нее: друг или враг? Ведь вокруг были, как ей тогда казалось, одни враги. Хотя, конечно же, были и нормальные дети, с которыми она сейчас общается, но тогда все виделось в черном свете.
  • Коллективный невроз. Стремление быть как все. Начала курить, чтобы не выделяться. Жила сегодняшним днем, прогуливая уроки, совершенно не думала о том, что через год нужно сдавать экзамены и поступать куда-то. Стремление убежать от проблем.

К сожалению, данный случай не единичен, практически у каждого ребенка, находящегося в детском доме в той или иной степени проявляется экзистенциальный вакуум. Очень важно помнить об этом и успеть вовремя помочь.
Опираясь на вышеприведенные научно-методологические основания, можно сказать, что своевременная помощь при экзистенциальном вакууме состоит в следующем:

  • Понимание и принятие ребенка.
  • Важно быть рядом с ребенком, не давить и не навязывать свою помощь, но при этом давать понять, что вам не всё равно, как он себя чувствует, что он может вам доверять и, что вы готовы этого ждать столько, сколько потребуется.
  • По возможности, если у вас уже есть дети, с которыми сложились теплые доверительные отношения, проявить заботу об этом ребенке через этих "ваших" детей. Внимание и понимание сверстников в этот момент очень важно.
  • Предлагайте ребенку участие в каких-то творческих делах, просите его помощи, но не заставляйте.
  • Также помните о важности телесного контакта: обнять, погладить по голове… В условиях телесной депривации для ребенка это очень важно.
  • И главное, не обманывайте ребенка, если вы не можете найти внутри себя тепла для него, то лучше пусть об этом ребенке позаботится другой человек, для которого это будет действительно важно.

Заключение

Мы рассмотрели проявления экзистенциального вакуума у подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа и выяснили, что таковыми являются:

  1. Хронизация психологической травмы, полученной подростками в следствие предательства близких людей (их бросили, отвергли, не отстояли право быть вместе) , разочарования в людях, в себе и жизни вообще из-за ее несправедливости к ним, насилия, смерти близкого человека, переживания потери привычного круга, привычной жизни. И необходимо заметить, что данная психологическая травма в условиях детского дома не излечивается, а наоборот еще больше усиливается, ведь само по себе нахождение здесь является продолжением травмы.
  2. Ситуация одиночества. Страх, недоверие, невозможность поделиться своими переживаниями, как вероятность оказаться слабым, незащищенным. Следствие этого накопление негативных чувств и переживаний, нет возможности их конструктивного выхода.
  3. Запрет на проявление чувств любви, близости, тепла. Существует опыт, что за близостью неизбежно следует предательство и разочарование. Желание оградить себя от боли, связанной с этим, влечет за собой дистанцию в отношениях, пустоту.
  4. Коллективные неврозы. Коллективистское мышление, отказ от ответственности, жизнь сегодняшним днем. Непринятие себя и окружающих, как личностей, заслуживающих уважительного отношения.

Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы сказать, что при общении с подростками из детского дома следует помнить, что на первом месте у них не ненависть и злость, а боль, обида, страх, которые в свою очередь возникают от неудовлетворенной потребности в любви, признании, уважении. Очень важно создать для подростков пространство доверия, где они смогут хотя бы частично удовлетворить эти потребности, но еще важнее создать безопасное пространство риска и ответственности, где подростки научатся сами любить, дарить и главное, поймут, что многое в их жизни зависит только от них самих и научатся брать ответственность за свои слова и действия .

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Франкл В. Психотерапия на практике. С-П., "Речь", 2001
  2. Летуновский В.В. Экзистенциальный анализ. История, теория и методология практики. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Электронный ресурс.
  3. Франкл В. Экзистенциальный вакуум: вызов психиатрии
  4. http://www.cdrm.ru/kerigma/psych/frankl/stat/EkzistencVakuum.htm
  5. Поздняков В.А Психология и психотерапия детских травм. Предательство любви http://heatpsy.narod.ru/05/child.html
 

Выберите, пожалуйста, один или несколько разделов информации, которые Вас интересуют:
Я согласен(-на) с условиями Политики конфиденциальности

 

Закрыть окно