Горлова Н.В. (2012г.)

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ И КОНФЛИКТЫ РАЗВИТИЯ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Горлова Н.В.

 

В одной из своих основных работ «Стратегия жизни» К.А.Абульханова-Славская пишет: «…нельзя рассматривать кризис как фатальный для каждого возраста и каждого человека. Это не соответствует реальности, поскольку сплошь и рядом противоречия и кризисы обусловлены другими причинами и не привязаны к возрастным особенностям» [1, с.60].

Там же автором приводится пример про реальное несоответствие между взаимоотношениями подростка со взрослым, который относится к подростку как к маленькому. Утверждается, что жизненная позиция взрослого (который опекает подростка как материально, так и духовно, призывает его к нормативному поведению) приходит в противоречие с возможностями и потребностью подростка быть самостоятельным.

У нас есть иная позиция в отношении данного утверждения и приведённого примера. Мы согласны, что противоречия не привязаны к возрастным особенностям, если возраст понимать натурально. Если же возраст понимается как культурное образование, как продукт культуры и образования, то данный пример может служить примером проявления противоречия «взрослого, культурного к взрослеющему, натуральному».

Именно противоречия формируют возраст. И отстаивание подростком своих желаний, притязаний – чрезвычайно важный этап на пути формирования личности. А потому пример, который приведён, как раз показывает связь противоречий с возрастными особенностями, но именно в смысле особенностей возраста как культурно-оформляемого феномена.

Однако если этот пример останется без уточнения, то он действительно будет не совсем верным. Если мы говорим о специальном (а не о стихийном) оформлении возраста, если мы говорим о специальном конструировании конфликтов на благо развития, то взрослый в данном примере должен действовать мудро: создавая своим поведением некоторые трудности для подростка, которые он затем будет преодолевать, тем не менее, он не должен подавлять самостоятельность и инициативность взрослеющего человека, давая ему возможность проявить себя, показать себя, доказав тем самым своё право быть не ребёнком.

В таком понимании мы ориентируемся на П.Хейманса (P.Heymans, 1994, 1992), которого цитирует К.Н.Поливанова, - под задачами развития он понимал «особый период, в течение которого индивид имеет возможность доказать окружающим его людям, что он или она действительно может выполнять некоторые действия (или обладает некоторой способностью)» [по 9, с.66].

Также мы ориентируется на понимание самого автора упомянутой в начале текста работы, на понимание К.А.Абульхановой-Славской, что способность личности разрешать противоречия делает личность в ещё большей мере субъектом [1, с.61] и что «личность должна изначально формировать в себе установку на трудности, готовность к их преодолению» [там же].

С позиций возрастной психологии, можно сказать, что культуре, образованию необходимо специально формировать у взрослеющей личности готовность к преодолению трудностей в процессе разрешения ею жизненных, экзистенциальных противоречий.

Какие базовые экзистенциальные противоречия и конфликты развивают и формируют юношеский возраст?

На основании конструктивной психологии конфликта (Б.И.Хасан, П.А.Сергоманов и др.) и представлениях о базовых экзистенциальных противоречиях (М.Хайдеггер, К.Ясперс, Л.Бинсвангер, Р.Мэй, В.Франкл, И.Ялом и др.)  нами построена типология конфликтных противоречий юношеского возраста [3].

Базовыми противоречиями, которые определяют человеческое существование, в экзистенциальной психологии являются: противоречие «конечность жизни – желание жить»; противоречие «свобода как отсутствие основы и желание основы»; противоречие «одиночество – связанность с другими»; противоречие «смысл жизни - бессмысленность жизни» [12].

На наш взгляд, именно актуализация противоречия «смысл жизни -  бессмысленность жизни» задаёт юношеский возраст. Юность как возраст поиска смыслов - такая тематизация уже достаточно актуальна в профессиональном дискурсе. Работы последних лет подтверждают, что юность – сензитивный к экзистенциальной проблематике возраст [5; 2; 10; 7; 8; 4].

Для разрешения конфликтов юношеского возраста необходима определённое состояние психологической готовности как мера собственной определённости в отношении разрешения конфликтов в двух сферах: в учебно-профессиональной сфере и сфере романтических отношений. Включает  три обязательных компонента готовности – ориентационный, операционный и мотивационный.

Какие ресурсы личности необходимы в ситуациях разрешения конфликтов развития юности? Конфликтная ситуация всегда связана с затруднением, «которое интерпретируется субъектом ситуации как столкновение деятельностей во внутреннем или внешнем плане» [11, с.47]. Кроме того, для преобразования ситуации трудности в решаемую задачу необходима переорганизация деятельности для отыскания нового ресурса для преодоления обнаруженных затруднений [там же, с.44].

Одним из видов ресурсов, которые будут способствовать индивиду оформлять трудность при столкновении с конфликтами юности (основанными на противоречии «смысл жизни – бессмысленность жизни») в решаемую задачу, будет такой конструкт как достаточно высокий уровень сформированности осмысленности жизни – наличие целей в жизни, интерес к процессу самой жизни, удовлетворённость собственной реализацией. Потому как именно «способность субъекта переживать ценность жизни, удовлетворяться ею и составляет её смысл» [1, с. 72].

Результаты одного из этапов нашего исследования показывают частичное подтверждение гипотезы о том, что при специальном формировании возрастного новообразования через введение особых педагогических условий мы можем говорить о достаточно высоком уровне сформированности осмысленности жизни. Мы предположили, что благодаря обучению в «школе возраста», учебного заведения со специальным психолого-педагогическим оформлением возрастных новообразований, школьники даже на рубеже подростковой и старшей ступеней будут демонстрировать уже достаточную личностную зрелость, которая не будет зависеть от их хронологического возраста.

Уровень сформированности осмысленности жизни определялся методикой смысложизненных ориентаций [6]. Выборку исследования составили 117 школьников на переходе из подростковой ступени в старшую ступень и 100 студентов 1 курса различных факультетов университета. По общей осмысленности жизни школьники действительно отличаются от студентов (р≤0,05) – они демонстрируют более высокую мотивационную тенденцию к поиску смысла жизни. Вторым важным результатом является статистически зафиксированное различие школьников от студентов по шкале «Цели в жизни» (р≤0,01) – это говорит о наличии в жизни школьников целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

Итак, мы можем предполагать, что при целенаправленном создании педагогических условий для появления возрастных новообразований оказываются сформированными все необходимые для разрешения конфликтов юности конструкты. Данная гипотеза ещё нуждается в детальной проверке по всем видам ресурсов, помогающих взрослеющему человеку оформлять трудность при столкновении с конфликтами юности (в процессе поиска смысла жизни) в решаемую задачу.

 

ЛИТЕРАТУРА

Абульханова-Славская   К.А. Стратегия жизни. М.:  «Мысль», 1991.  – 299, [2] с.
Аникина В.Г. Экзистенциальная рефлексия личности в проблемно-конфликтных ситуациях / дис…канд. психол.наук. М., 2000.
Горлова Н.В. Постановка проблемы психологической готовности к разрешению конфликтов развития юношеского возраста // В мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. № 11(23). с.40-47.
Дружинин В.Н. Варианты жизни.  -  СПб.: Питер, 2010. – 156 с.
Загрядская Н. Н. Психологическая поддержка старшеклассников при решении ими экзистенциальных проблем / дис. ... канд. психол. наук. - Ростов-н/Дону, 1999.
Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. – М.: Смысл, 2006.  – 18 с.
Медведев А.М., Судьина И.С. Риски взросления в самосознании молодых людей пятнадцати и двадцати лет // Психологическая наука и образование. 2009. №2. – C. 14 – 22.
Осницкий А.К. Возраст поиска смысла. // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XV симпозиума / Под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой. – М.: УРАО «Психологический институт», 2010.
Поливанова К.Н. «Психологический анализ кризисов возрастного развития (в логике культурно-исторической теории Л.С.Выготского)» / дис…докт.психол.наук  М., 1999.
Попова Т.А. Смысложизненный аспект становления Я-концепции подростка / дис…канд. психол.наук.  М., 2009.
Психология конфликта и переговоры: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Б.И.Хасан, П.А.Сергоманов  – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 192 с.
Ялом  Ирвин Д. Экзистенциальная психотерапия /Пер.с англ.Т.С.Драбкиной. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999. – 576 с. – (Библиотека психологии и психотерапии).
 
Выберите, пожалуйста, один или несколько разделов информации, которые Вас интересуют:
Я согласен(-на) с условиями Политики конфиденциальности

 

Закрыть окно